Активность на рынке тайм-чартерного тоннажа в августе - первой половине сентября 2013 г. оставалась низкой.
Предложение тоннажа росло, а спрос на перевозки, по прежнему, оставался весьма ограниченным. Особенно остро это ощущалось для контейнеровозов вместимостью свыше 3000 TEU. Рассчитываемый лондонскими брокерами Braemar Container Index в течение рассматриваемого периода имел очень небольшие колебания в пределах 57,88 - 58,44 пункта или менее 1%. При этом небольшой повышательный тренд индексу придавали суда вместимостью 700 и 1700-1740 TEU, в то время, как ставки на крупнотоннажные контейнеровозы вместимостью 4250 -6500 TEU способствовали его снижению.
Динамика Braemar Container Index в августе - сентябре 2013 г.
Вместимость, TEU |
Наличие грузовых средств |
Контейнерный индекс |
05.08.13 |
19.08.13 |
02.09.13 |
09.09.13 |
16.09.13 |
700 |
GL |
3.28 |
3.28 |
3,44 |
3,44 |
3,44 |
1043 |
GL |
4.74 |
4.74 |
4.74 |
4.74 |
4.74 |
1100 |
GR |
7.67 |
7.80 |
7.67 |
7.67 |
7.67 |
1700 |
GR |
8.86 |
8.86 |
8.98 |
8.98 |
8.98 |
1740 |
GR |
8.87 |
8.87 |
8.98 |
8.98 |
8.98 |
1714 |
GR |
5.34 |
5.34 |
5.60 |
5.60 |
5.60 |
2500 |
GR |
4.32 |
4.32 |
4.24 |
4.24 |
4.24 |
2800 |
GL |
3.65 |
3.70 |
3.70 |
3.75 |
3.70 |
3500 |
GL |
1.61 |
1.61 |
1.61 |
1.61 |
1.61 |
4250 |
GL |
2.83 |
2.67 |
2.58 |
2.58 |
2.50 |
5500 |
GL |
2.83 |
2.83 |
2.83 |
2.67 |
2.67 |
6500 |
GL |
4.06 |
4.06 |
4.06 |
3.75 |
3.75 |
Итого |
|
58.07 |
58.09 |
58.44 |
58.02 |
57.88 |
Источник: Braemar Container Shipping&Chartering Ltd.
GR - с грузовыми средствами
GL - без грузовых средств
Аналогичную картину демонстрировал и рассчитываемый гамбургскими брокерами индекс ConTex, показывая колебания в пределах 372 - 378 пунктов с тенденцией к понижению в сентябре. Однако и здесь для разных типоразмеров контейнерного тоннажа индекс имел неоднозначную направленность. Так, для судов вместимостью 1100 - 1700 TEU он вырос на 200 - 285 $/сут. и почти так же снизился для контейнеровозов вместимостью 2500 - 2700 TEU. Для судов вместимостью 3500 TEU индекс уменьшился на 385 $/сут., а наибольшее падение - 1260 $/сут. - продемонстрировали контейнеровозы вместимостью 4250 TEU.
Динамика контейнерных тайм-чартерных ставок в августе - сентябре 2013 г. (ConTex), $/сут.
Вместимость,TEU |
01.08.13 |
08.08.13 |
29.08.13 |
10.09.13 |
17.09.13 |
1100 |
6188 |
6244 |
6343 |
6357 |
6392 |
1700 |
7464 |
7501 |
7619 |
7685 |
7749 |
2500 |
9406 |
9401 |
9220 |
9203 |
9165 |
2700 |
8718 |
8734 |
8619 |
8594 |
8582 |
3500 |
9367 |
9376 |
9158 |
9006 |
8983 |
4250 |
11743 |
11578 |
10893 |
10540 |
10486 |
Индекс ConTex |
377 |
378 |
374 |
372 |
372 |
Источник: VHSS
В течение августа - первой половины сентября 2013 г. фрахтовые индексы, отражающие ситуацию на рынке линейных перевозок, имели неоднозначные векторы развития. Если композитный индекс China Containerized Freight Index (СCFI), в основе которого лежат контрактные ставки, сумел прибавить 6,91 пункта или 0,63%, то индекс Shanghai Containerized Freight Index (SCFI), отражающий спотовые ставки, имел четко выраженную тенденцию к снижению. В итоге, за полтора месяца SCFI снизился на 151,1 пункта или 13,0%. К середине сентября вместо ожидавшегося повышения спотовые ставки для направления Шанхай - Северная Европа вновь опустились ниже 1000 USD/TEU, т.е. до показателя середины июня 2013 г. За шесть последних недель ставки снизились на 525 $/TEU или 35,6%. В направлении Шанхай - Средиземноморье ставки снизились на 32,6% до 1006 $/TEU. Это является наименьшим показателем SCFI с конца мая нынешнего года.
Подобная динамика фрахтовых индексов свидетельствует о том, что объявленные большинством контейнерных операторов повышения ставок на европейских направлениях не были восприняты рынком. То небольшое повышение ставок, которое имело место в самом начале августа, по сравнению с концом июля, очень быстро нивелировалось с дальнейшей тенденцией к снижению.
После фактического провала августовского повышения контейнерные линии попытались взять реванш, объявив очередное повышение ставок с 15 сентября. Однако, эта попытка имела еще меньший успех, чем в августе, поскольку рынок на нее вообще не отреагировал, показав понижательный тренд, что продемонстрировал еще один фрахтовый индекс World Container Index (WCI), рассчитываемый аналитиками Drewry. В середине сентября индекс WCI для направления Шанхай - Роттердам снизился до 2303 $/FEU, полностью проигнорировав объявленные контейнерными линиями повышения. В направлении Шанхай - Генуя индекс WCI снизился до 2313 $/FEU, практически уравняв ставки на обоих европейских направлениях. В направлении Шанхай - Западное побережье США ставки снизились до 1921 $/FEU и на Восточное побережье США - до 3390 $/FEU, что практически совпадает со ставками для аналогичных направлений, зафиксированными индексом SCFI на Шанхайской фрахтовой бирже.
Несмотря на постигшие контейнерные линии неудачи, они не прекращают попыток повысить ставки своих тарифов на некоторых направлениях, но уже с октября 2013 г. Так, компания MSC объявила о повышении с 1 октября ставок в размере 200 $/TEU и 400 $/FEU для контейнеровозов, следующих из Северной Европы на азиатские порты. Аналогичное повышение планирует предпринять и компания CMA CGM с той разницей, что это повышение будет распространяться и на Средиземноморские порты. Кроме того, с 14 октября MSC повышает ставки на 100 $/TEU и 200 $/FEU на все экспортные грузы следующие из Канады, США и Мексики в Северную Европу, включая страны Скандинавии и Балтийского региона.
Серьезное повышение ставок в размере сразу 750 $/TEU запланировала компания «Maersk Line», но уже с Дальнего Востока на порты Южной Америки. А компания COSCO объявила о повышении ставок с 15 октября в направлении Дальний Восток/Индийский субконтинент - Канада в размере 320 $/TEU и 450 $/FEU. Компания OOCL объявила о введении с 1 октября General Rate Increase (GRI) на сервисах из Европы на Азию. Размер повышения ставок на перевозки из РФ, Скандинавии, Северной Европы, Великобритании и Ирландии на порты Азии составит 200 $/TEU и 300 $/FEU, в то время как из портов Средиземноморья на Азию повышение составит $200 независимо от типа контейнеров.
Не забывали контейнерные линии и о различного рода надбавках. Так, компания COSCO Container Lines (COSCON) объявила о введении с 1 октября 2013 г. бункерной надбавки (BAF) для всех грузов, следующих в порты США и Канады из Австралии, Новой Зеландии, Дальнего Востока и Индийского субконтинента. Размер надбавки составит 424 $/TEU и 530 $/FEU. А компания MSC планирует ввести в октябре 2013 года бункерную надбавку на все грузы, перевозимые между портами Северной Европы/Средиземноморья и западного побережья Южной Америки, Центральной Америки и Венесуэлы. Размер BAF для сервисов из Северной Европы и Средиземноморья на западное побережье Южной Америки составит 543 €/TEU для стандартных сухогрузных контейнеров и 618 €/TEU для рефрижераторных контейнеров.
Четко отслеживаемый понижательный тренд в динамике основных контейнерных индексов на линейные перевозки в первой половине сентября не предвещает контейнерным линиям особого благополучия в 4-ом квартале 2013 г. поскольку просто не оправдались надежды на повышение ставок в т. н. «пик сезона», который фактически на исходе.
Так, аналитики DNB Bank прогнозируют, что во 2-ом полугодии ставки будут в среднем на 1% ниже, чем в 1-ом полугодии 2013 г. Дальнейшего снижения ставок на линейные перевозки в 4-ом квартале 2013 г. ожидают и аналитики Sydbank. Более того, ставки фрахта на контейнерные перевозки, по их мнению, будут испытывать серьезное давление и в ближайшие два года, если только мировая экономика не продемонстрирует явный рост.
С другой стороны, довольно оптимистичную точку зрения на будущее развитие рынка контейнерного тоннажа, во всяком случае, в краткосрочной перспективе, высказывают аналитики из Sin Pac Securities. Их оптимизм основывается на максимальном использовании контейнерными линиями механизма снижения скорости хода и ограничения ввода новых сервисов в «пиковый период», а так же на постепенном восстановлении мировой экономики.
Валерий Войниченко