Рынок контейнерного тоннажа: «еще бы год продержаться и день простоять…»

Ноябрь 2012 г. не привнес каких-либо позитивных изменений для тайм-чартерного рынка контейнерного тоннажа, который продолжал находиться в депрессивном состоянии.

Продержавшись практически три недели на отметке в 54,90 пункта, Braemar Container Index к концу второй декады ноября снизился до 54,16 пункта, потеряв 1,4%. Напомним, что среднее значение Braemar Container Index в 2011 г. составляло 86,13 пункта, т.е. было в полтора раза больше.

Динамика Braemar Container Index в ноябре 2012 г.

Контейнеровместимость тоннажа, TEU

Наличие грузовых средств

Контейнерный индекс

01.10.12

15.10.12

05.11.12

12.11.12

510

GL

3.61

3.61

3.61

3.61

700

GL

4.00

4.00

4.00

4.00

750

G

4.71

4.71

4.71

4.71

1000

G

5.00

5.00

5.00

5.00

1100

G

5.94

5.94

5.94

5.94

1350

G

4.19

4.19

4.19

4.19

1600

GL

5.19

5.19

5.19

5.19

1700

G

4.69

4.69

4.69

4.69

1750

G

4.84

4.84

4.84

4.84

2000

G

1.91

1.91

1.87

1.81

2500

G

3.41

3.41

3.28

3.16

2800

GL

3.02

3.02

2.93

2.86

3500

GL

2.31

2.31

2.23

2.23

4500

GL

2.08

2.08

1.98

1.93

Итого

 

54.90

54.90

54.46

54.16

G - с грузовыми средствамиИсточник:.

GL - без грузовых средств

Braemar Container Shipping&Chartering Ltd

Индекс гамбургских брокеров ConTex за последние полтора месяца снизился с 374 до 362 пунктов или на 3,2%, показав тем самым, более стремительное снижение, чем Braemar Container Index за тот же период: октябрь - первая половина ноября.

Динамика контейнерных тайм-чартерных ставок в октябре-ноябре 2012 г. по оценкам гамбургских брокеров ConTex $/сут.

Контейнеровместимость, TEU

04.10.12

16.10.12

01.11.12

15.11.12

1100

5455

5455

5454

5436

1700

6397

6363

6350

6327

2500

9089

9024

8845

8786

2700

9132

9057

8808

8730

3500

10154

10033

9735

9672

4250

14306

14109

13750

13536

Индекс ConTex

374

371

365

362

Источник: Fairplay

Нужно отметить, что если ставки для фидерных контейнеровозов и судов вместимостью до 1750 TEU по сравнению с началом октября оставались на прежнем, достаточно низком, уровне, то для судов вместимостью 2000 TEU и выше, тайм-чартерные ставки продолжили свое снижение. По сравнению с началом 2012 г. уровень ставок для контейнеровозов вместимостью 2500 TEU уменьшился на 17%, а судов вместимостью 2700 TEU - на 22%.

Тайм-чартерные сделки, заключенные на короткие периоды для данного типоразмера тоннажа в середине ноября фиксировались на уровне 6000-7500 $/сут., что соответствует уровню операционных издержек и означает, что дальнейшее снижение ставок приведет их уже в зону убыточности, и рассчитывать на положительную смену тренда не приходится.

Не в лучшей ситуации оказались и контейнеровозы вместимостью 5500-6500 TEU, владельцы которых озабочены трудоустройством своих судов в предстоящий зимний период.

Корректировка тарифов для линейных перевозок

В конце октября, в преддверии объявленных с 1 ноября 12 многими линейными компаниями генеральных повышений ставок, Шанхайский контейнерный фрахтовый индекс (SCFI) вырос на 22% для портов Северной Европы и на 18% - для Средиземноморья.

Однако уже в начале ноября динамика ставок на этих двух направлениях стала разнонаправленной: ставки в направлении Северной Европы продолжили свое движение вверх, в то время, как на порты Средиземного и Черного морей стали снижаться. В последующие две недели с понижательным трендом столкнулись оба европейских направления. В результате в середине ноября индекс SCFI для направления Шанхай - Северная Европа оказался на уровне в 1225 $/TEU, а для направления Шанхай - Средиземное море - 856 $/TEU. При этом, расхождение между ставками на Северную и Южную Европу в ноябре достигал 369 - 436 $/TEU, это при том, что за последние два года он в среднем составлял 75 $/TEU. Последнее обстоятельство, аналитики объясняют тем, что линейные компании в последнее время снизили предложение тоннажа (еженедельную вместимость сервисов) из Азии на Северную Европу на 10%, а на Средиземное море - только на 5%. В результате коэффициент загрузки судов в первом случае вырос до 95%, а во втором - снизился до 75%. Соответственно, повели себя фрахтовые ставки, напрямую зависящие от баланса спроса и предложения. Так, за последние пять месяцев ставки на контейнерные перевозки в направлении Шанхай - Испания/Италия снизились более чем в два раза.

Стремительное падение ставок в направлении Средиземного/Черного морей в большей степени затронет Maersk Line и CMA CGM, имеющих здесь значительное число сервисов по сравнению, скажем, с компанией Hapag Lloyd AG. Таким образом, можно констатировать, что предпринятое в начале ноября целым рядом компаний генеральное повышение ставок на 500-550 $/TEU в направлении Азия - Европа имело лишь кратковременный успех, который, как показывает динамика SCFI уже к середине ноября был сведен на нет, особенно для направления Азия - Южная Европа.

В отличие от европейских направлений, на которых индекс SCFI был подвержен значительным колебаниям, на транс тихоокеанских перевозках данный индекс имел понижательный тренд на протяжении всех последних полутора месяцев. Как результат, ставки в направлении Азия - Зап. поб. США снизились с 2592 до 2224 $/FEU или на 14,2%, а в направлении Азия - Вост. поб. США - с 3539 до 3246 $/FEU или на 8,3%.

В завершение отметим, что повышательный тренд ставок в направлении Азия - Европа, имевший место в конце октября - начале ноября (на волне объявленных линиями повышений ставок) вызвал удивление аналитиков CIMB Securities, поскольку не был в полной мере поддержан увеличением спроса на перевозки. Поэтому последовавшее за этим снижение ставок было оценено как «нормальная реакция рынка». Тем не менее, данная группа аналитиков считает, что в направлении Азия - Европа ставки вновь могут подняться в конце ноября - начале декабря, а затем опять снизиться.



Валерий Войниченко

Все права защищены © Транспортный бизнес 2008-2024

Перепечатка материалов сайта в полном или сокращенном виде только с письменного разрешения редакции.
Для интернет-изданий при перепечатке обязательна гиперссылка www.tbu.com.ua