Ноябрь 2012 г. не привнес каких-либо позитивных изменений для тайм-чартерного рынка контейнерного тоннажа, который продолжал находиться в депрессивном состоянии.
Продержавшись практически три недели на отметке в 54,90 пункта, Braemar Container Index к концу второй декады ноября снизился до 54,16 пункта, потеряв 1,4%. Напомним, что среднее значение Braemar Container Index в 2011 г. составляло 86,13 пункта, т.е. было в полтора раза больше.
Динамика Braemar Container Index в ноябре 2012 г.
Контейнеровместимость тоннажа, TEU |
Наличие грузовых средств |
Контейнерный индекс |
01.10.12 |
15.10.12 |
05.11.12 |
12.11.12 |
510 |
GL |
3.61 |
3.61 |
3.61 |
3.61 |
700 |
GL |
4.00 |
4.00 |
4.00 |
4.00 |
750 |
G |
4.71 |
4.71 |
4.71 |
4.71 |
1000 |
G |
5.00 |
5.00 |
5.00 |
5.00 |
1100 |
G |
5.94 |
5.94 |
5.94 |
5.94 |
1350 |
G |
4.19 |
4.19 |
4.19 |
4.19 |
1600 |
GL |
5.19 |
5.19 |
5.19 |
5.19 |
1700 |
G |
4.69 |
4.69 |
4.69 |
4.69 |
1750 |
G |
4.84 |
4.84 |
4.84 |
4.84 |
2000 |
G |
1.91 |
1.91 |
1.87 |
1.81 |
2500 |
G |
3.41 |
3.41 |
3.28 |
3.16 |
2800 |
GL |
3.02 |
3.02 |
2.93 |
2.86 |
3500 |
GL |
2.31 |
2.31 |
2.23 |
2.23 |
4500 |
GL |
2.08 |
2.08 |
1.98 |
1.93 |
Итого |
|
54.90 |
54.90 |
54.46 |
54.16 |
G - с грузовыми средствамиИсточник:.
GL - без грузовых средств
Braemar Container Shipping&Chartering Ltd
Индекс гамбургских брокеров ConTex за последние полтора месяца снизился с 374 до 362 пунктов или на 3,2%, показав тем самым, более стремительное снижение, чем Braemar Container Index за тот же период: октябрь - первая половина ноября.
Динамика контейнерных тайм-чартерных ставок в октябре-ноябре 2012 г. по оценкам гамбургских брокеров ConTex $/сут.
Контейнеровместимость, TEU |
04.10.12 |
16.10.12 |
01.11.12 |
15.11.12 |
1100 |
5455 |
5455 |
5454 |
5436 |
1700 |
6397 |
6363 |
6350 |
6327 |
2500 |
9089 |
9024 |
8845 |
8786 |
2700 |
9132 |
9057 |
8808 |
8730 |
3500 |
10154 |
10033 |
9735 |
9672 |
4250 |
14306 |
14109 |
13750 |
13536 |
Индекс ConTex |
374 |
371 |
365 |
362 |
Источник: Fairplay
Нужно отметить, что если ставки для фидерных контейнеровозов и судов вместимостью до 1750 TEU по сравнению с началом октября оставались на прежнем, достаточно низком, уровне, то для судов вместимостью 2000 TEU и выше, тайм-чартерные ставки продолжили свое снижение. По сравнению с началом 2012 г. уровень ставок для контейнеровозов вместимостью 2500 TEU уменьшился на 17%, а судов вместимостью 2700 TEU - на 22%.
Тайм-чартерные сделки, заключенные на короткие периоды для данного типоразмера тоннажа в середине ноября фиксировались на уровне 6000-7500 $/сут., что соответствует уровню операционных издержек и означает, что дальнейшее снижение ставок приведет их уже в зону убыточности, и рассчитывать на положительную смену тренда не приходится.
Не в лучшей ситуации оказались и контейнеровозы вместимостью 5500-6500 TEU, владельцы которых озабочены трудоустройством своих судов в предстоящий зимний период.
Корректировка тарифов для линейных перевозок
В конце октября, в преддверии объявленных с 1 ноября 12 многими линейными компаниями генеральных повышений ставок, Шанхайский контейнерный фрахтовый индекс (SCFI) вырос на 22% для портов Северной Европы и на 18% - для Средиземноморья.
Однако уже в начале ноября динамика ставок на этих двух направлениях стала разнонаправленной: ставки в направлении Северной Европы продолжили свое движение вверх, в то время, как на порты Средиземного и Черного морей стали снижаться. В последующие две недели с понижательным трендом столкнулись оба европейских направления. В результате в середине ноября индекс SCFI для направления Шанхай - Северная Европа оказался на уровне в 1225 $/TEU, а для направления Шанхай - Средиземное море - 856 $/TEU. При этом, расхождение между ставками на Северную и Южную Европу в ноябре достигал 369 - 436 $/TEU, это при том, что за последние два года он в среднем составлял 75 $/TEU. Последнее обстоятельство, аналитики объясняют тем, что линейные компании в последнее время снизили предложение тоннажа (еженедельную вместимость сервисов) из Азии на Северную Европу на 10%, а на Средиземное море - только на 5%. В результате коэффициент загрузки судов в первом случае вырос до 95%, а во втором - снизился до 75%. Соответственно, повели себя фрахтовые ставки, напрямую зависящие от баланса спроса и предложения. Так, за последние пять месяцев ставки на контейнерные перевозки в направлении Шанхай - Испания/Италия снизились более чем в два раза.
Стремительное падение ставок в направлении Средиземного/Черного морей в большей степени затронет Maersk Line и CMA CGM, имеющих здесь значительное число сервисов по сравнению, скажем, с компанией Hapag Lloyd AG. Таким образом, можно констатировать, что предпринятое в начале ноября целым рядом компаний генеральное повышение ставок на 500-550 $/TEU в направлении Азия - Европа имело лишь кратковременный успех, который, как показывает динамика SCFI уже к середине ноября был сведен на нет, особенно для направления Азия - Южная Европа.
В отличие от европейских направлений, на которых индекс SCFI был подвержен значительным колебаниям, на транс тихоокеанских перевозках данный индекс имел понижательный тренд на протяжении всех последних полутора месяцев. Как результат, ставки в направлении Азия - Зап. поб. США снизились с 2592 до 2224 $/FEU или на 14,2%, а в направлении Азия - Вост. поб. США - с 3539 до 3246 $/FEU или на 8,3%.
В завершение отметим, что повышательный тренд ставок в направлении Азия - Европа, имевший место в конце октября - начале ноября (на волне объявленных линиями повышений ставок) вызвал удивление аналитиков CIMB Securities, поскольку не был в полной мере поддержан увеличением спроса на перевозки. Поэтому последовавшее за этим снижение ставок было оценено как «нормальная реакция рынка». Тем не менее, данная группа аналитиков считает, что в направлении Азия - Европа ставки вновь могут подняться в конце ноября - начале декабря, а затем опять снизиться.
Валерий Войниченко