Проект восстановления производства уникального военно-транспортного самолета Ан-124 «Руслан» становится заложником амбиций руководства авиапрома РФ.
Последние учения «Восток-2010» продемонстрировали серьезные проблемы с парком военно-транспортной авиации в ВВС РФ. В связи с чем военные в который раз поставили вопрос об активизации проекта восстановления производства «Русланов», однако чиновники пока не могут принять окончательного решения в вопросе дальнейшей военной стратегии, отделываясь общими фразами и кивая на необходимость проведения исследований и новых военных учений.
Впрочем, сами учения были не совсем обычными - их характер говорит о смене приоритетов в подготовке войск и тактике ведения войны. Суть концепции заключается в возможности организации переброски значительного количества живой силы и техники с помощью военно-транспортной авиации из западной части РФ на Дальний Восток. Намек прозрачен - КНР пытались продемонстрировать, что, в случае военного конфликта, ответный удар последует незамедлительно.
Причем, если раньше большинство сценариев учений носили антитеррористический характер, то «Восток-2010» выглядел принципиально иначе. Существенной частью учений была переброска 28-й мотострелковой бригады Приволжско-Уральского военного округа из Екатеринбурга на Ил-76 в Приморский край на аэродром «Воздвиженка» без боевой техники. Боевая группа бригады получила ее на одной из баз хранения вооружения и техники Дальневосточного военного округа, произвела расконсервацию и развертывание и на этой технике приняла участие в учениях. Всего же в учениях приняли участие 20 тыс. военнослужащих, более 5 тыс. ед. наземной техники, 75 самолетов и вертолетов.
Стоит отметить, что с геополитической точки зрения эти учения являются ответом Японии и Китаю на постоянные заявления о судьбе Южных Курил и претензий на лидерство на Дальнем Востоке. Если брать только КНР, то в этом регионе российской группировке (12 бригадам) противостоит 9 дивизий и 11 китайских бригад. Таким образом, в случае возможного территориального конфликта без переброски войск из Западной части РФ просто не обойтись. В то же время состояние парка военно-транспортной авиации России оставляет желать лучшего.
Для масштабных перебросок техники и войск идеальным является как раз уникальный военно-транспортный самолет Ан-124 «Руслан», который может взять на борт несколько танков, порядка 70-100 десантников и доставить их на любой аэродром, за несколько тысяч километров. Но у россиян таких машин осталось мало - несколько десятков. Причем большая часть из них используется в коммерческих целях.
Видимо поэтому, в 2010 г. в РФ заговорили о включении в госпрограмму вооружений на период до 2020 г. заказа на 20 Ан-124 для восстановления производства самолетов в Ульяновске. Но программа программой, а средства на проект до сих пор не выделены. По самым скромным подсчетам на это потребуется не менее $300 млн., хотя скептики считают, что эта сумма занижена как минимум в 3 раза - за последние 20 лет были утрачены многие технологии и производства отдельных узлов и агрегатов.
Вместе с тем, согласно предварительному бизнес-плану, для окупаемости проекта необходим заказ как минимум на 80-100 машин. Поэтому эксперты и связывают начавшуюся кампанию по проведению специфических учений и разговоры о смене военных доктрин с возможным лоббированием увеличения заказа.
«Подбодрить» российских военных решили и частные операторы «Русланов». Один из основных игроков на этом рынке группа компаний «Волга-Днепр» объявила о готовности до 2030 г. купить сразу 40 «Русланов». Стоит отметить, что данная структура ранее была настроена менее оптимистично и заявляла о возможной покупке 20-30 машин. Еще около 10 машин готова взять украинская авиакомпания «Авиалинии Антонова». Любопытно, что данное заявление совпало с информацией о возможном открытии кредитной линии российским ВТБ Банком для предприятий украинского авиапрома.
Исходя из этой «арифметики» получается, что предварительно имеется заказ на 70 машин, что, в принципе, достаточно для возобновления серийного производства. Но как уже отмечалось это только предварительные протоколы о намерениях, реальное финансирование проекта не ведется. Как с украинской, так и российской стороны звучат только заверения, что к производству все готово вот уже пять лет. Более того, скептики считают, что все эти проекты могут закончиться информацией о модернизации полутора десятков «Русланов» из числа резерва и о восстановлении производства забудут.
Ситуацию могло бы спасти получение заказов от других стран. Например, летом этого года Украина уже предлагала Пентагону использовать Ан-124 в качестве самолета заправщика, а еще ранее россияне предлагали наладить производство «Русланов» в США с американскими двигателями. Но эти проекты находятся в стадии «обсуждения» и что-то подсказывает, что на этой стадии они и останутся. Ситуация изменится только, если в РФ действительно прекратятся «игры бюрократов» и кто-то всерьез займется возрождением «Руслана». В противном случае проект восстановления производства этой уникальной машины так и останется проектом.
Сергей Баталин