По истечении месяца после завершения авиасалона МАКС-2009 становиться ясно, что проект возобновления производства уникальных военно-транспортных самолетов Ан-124 «Руслан» продолжает оставаться заложником украино-российских отношений.
Все обещания подписать «конкретные» документы по данной машине вязнут в дипломатических фразах о необходимости уточнить параметры проекта, изучении технологических возможностей производителей освоить выпуск узлов и агрегатов и... проведения очередного межправительственного совещания.
На МАКСе представители украинского авиапрома рассказывали, что на авиасалоне российская сторона предложила подписать сразу несколько документов по финансированию работ по доводке Ан-70 и восстановлению производства Ан-124 «Руслан». Действительно, во время первого дня МАКСа, генеральный конструктор АНТК им. Антонова Дмитрий Кива заявил корреспонденту tbu.com.ua, что в рамках салона будет заключено соглашение с российской стороной о возобновлении производства самолетов на мощностях ульяновского завода «Авиастар-СП».
«Мы отработали все вопросы по возобновлению производства «Русланов» с россиянами и готовы к подписанию соглашения, во время посещения выставки ожидаем, что наш стенд посетит Владимир Путин и даже есть вероятность переговоров по данному вопросу с его участием», заявил Д.Кива, во время церемонии открытия выставки.
Однако в этот день премьер-министр РФ Владимир Путин имел несколько иные планы. Пройдя мимо павильона с украинской экспозицией В.Путин отправился прямиком в соседнее здание, где провел совещание с представителями российского авиапрома. Кстати, на это совещание в приказном порядке были вызваны руководители российских предприятий-участников производственной кооперации по Ан-124, которые как раз собирались проводить церемонию подписания соглашения о возобновлении выпуска самолетов в Ульяновске.
На совещании руководству авиапрома РФ, что называется досталось. Как выяснилось, общая сумма долговых обязательств Объединенной авиастроительной корпорации (ОАК) и ее дочерних обществ составляет примерно 119-120 млрд. рублей, причем порядка 64 млрд. - это дефицит, не обеспеченный выручкой или прибылью предприятий. И это при том, что ОАК выделено на развитие несколько десятков миллиардов рублей. Куда ушли эти деньги руководители отрасли так и не смогли внятно объяснить.
По итогам совещания, В.Путин поручил провести ревизию всех проектов, и к 1 октября представить программу оздоровления авиапрома РФ. Естественно в таких условиях представители российской стороны срочно изменили тональность переговоров с украинской делегацией и конкретные соглашения заменили более «расплывчатыми» формулировками. Вместо соглашения о возобновлении производства, украинские и российские предприятия подписали очередной «промежуточный» документ - технические требования на разработку модернизированной версии Ан-124-100 «Руслан». Соглашение в очередной раз предусматривает проведение аудита предприятий, задействованных в производственной кооперации по Ан-124 (в проекте участвуют 280 компаний из РФ и 80 из Украины), проведение опытно-конструкторских работ по модернизации самолета, а также исследование потенциального рынка сбыта машины.
Предполагается, что данные работы будут завершены до конца текущего года, после чего решение о возобновлении производства и финансировании проекта должно принять правительство РФ. Надо сказать, что обо всех упомянутых мероприятиях, по аудиту и доработках самолета, говориться с 2003 г. И нечто подобное уже неоднократно проводилось и даже обнародовалась схема возможной кооперации. Именно поэтому, подписание такого документа выглядело по крайней мере странным, точно также как и документы по Ан-70.
На первый взгляд, россияне в который раз объявили о готовности возобновить финансирование производства этих самолетов на условиях разделения кооперации. Но в комментариях после подписания документов, заместитель главкома ВВС РФ по вооружению генерал-майор Олег Бармин заявил, что решение проблемы финансирования проекта будет зависеть от получения прав на интеллектуальную собственность на самолет, причем не в какой-то конкретной пропорции и за какие-то конкретные деньги, а полностью и практически даром. По крайней мере, именно такую формулировку в неформальных беседах озвучивали российские военные в общении с журналистами.
После МАКСа Владимир Путин, конечно, заявил, мол, мы не разрываем производственные связи, наоборот, намерены развивать сотрудничество. Но необходимы дополнительные консультации и т.д. и т.п. Ожидалось, что определенный прорыв произойдет во время совместного визита в Польшу премьеров Украины и России, но и там далее общих фраз дело не продвинулось.
Между тем, эти бюрократические игрища могут привести к утрате вполне конкретных контрактов на перевозки грузов. Дело в том, что в условиях кризиса основные конкуренты «Руслана» сворачивают свои программы по выпуску грузовых самолетов. Так, согласно заявлению компании Boeing, сборочная линия стратегических самолетов военно-транспортной авиации C-17 «Globemaster-3» находится на грани закрытия. Как сообщил вице-президент компании по коммерческому развитию Том Донахью, продолжение функционирования линии C-17 с середины 2011 г. зависит от того, будет ли одобрено Конгрессом США финансирование закупки не менее 8 самолетов, в рамках законопроекта о расходах на оборону в 2010 г.
Первоначально проект С-17 «Globemaster-3» включал поставку 220 самолетов. Но уже к концу 2005 г., минобороны США снизило это количество до 180 единиц. В декабре 2006 г., с Boeing был заключен дополнительный контракт, с фиксированной стоимостью $2 млрд. на производство 10 дополнительных самолетов. Однако вопрос о дальнейших поставках «завис».
Казалось бы, такой «звонок» только должен подхлестнуть инвесторов развивать проект по возобновлению серийного производства Ан-124. Но вместо этого в РФ опять начались разговоры о необходимости дополнительных исследований. Правда, появилась и новая направленность - россияне заговорили об усилении сотрудничества между заводами путем... обмена акциями предприятий. Фактически, Украине предлагают отдать интеллектуальные наработки и свои мощности в обмен на будущие инвестиции. И если в случае с совместным производством Ан-148 украинские авиазаводы получили вполне конкретные заказы на поставки комплектующих, то в проекте «Руслана» таких гарантий пока не существует.
Сергей Баталин