Регионы не спешат отдавать аэропорты Минтранссвязи

Действия Минтранссвязи по возврату аэропортов в госсобственность привели к неожиданному результату. Местные власти, имеющие в собственности «воздушные ворота», дружно заявили о притоке инвестиций и желании развивать эти предприятия собственными силами.

Приближающийся Евро-2012 стимулировал Минтранссвязи к проведению реформ практически во всех секторах транспортного комплекса. Одной из первых 5 марта 2008 г. была утверждена Концепция целевой госпрограммы развития аэропортов до 2020 г. В соответствии с этим документом, 29 крупнейших аэропортов страны должны находиться в госсобственности. Строительство, реконструкцию и модернизацию аэродромной части предполагается осуществлять за счет государственного и местных бюджетов, а также собственных средств аэропортов и других источников. При этом грузовые и пассажирские терминалы, объекты обеспечения авиатопливом и другие элементы наземной инфраструктуры могут передаваться в частные руки на открытых аукционах.

На Коллегии Минтранссвязи, посвященной подведению итогов работы отрасли в I квартале 2008 г., Иосиф Винский обнародовал оценочные цифры инвестиций, необходимых для адекватной подготовки отечественного аэропортового комплекса к проведению Евро-2012. Общая сумма вложений (5,892 млрд. грн.) не могла оставить равнодушными местные власти, в собственности которых находятся практически все основные аэропорты. Кстати, к июню эта цифра успела вырасти почти в два раза, и министр заявлял о планах инвестировать в модернизацию ВПП украинских аэропортов до 2012 г. уже 10 млрд. грн.

Потребность в инвестициях для подготовки основных и резервных аэропортов к Евро-2012

Аэропорты

Потребность в инвестициях, млн. грн.

Борисполь

3000

Киев (Жуляны)

355

Харьков

436

Донецк

381

Днепропетровск

464

Одесса

755

Львов

144

Резервные (Гостомель, Луганск, Мариуполь, Запорожье, Николаев, Ивано-Франковск)

357

Всего

5892

На момент утверждения Концепции государство формально владело только пятью аэропортами: «Борисполь», «Днепропетровск», «Львов», «Запорожье», «Бердянск». Естественно, вопрос передачи остальных объектов из коммунальной собственности в государственную имел первостепенную важность. Для того, чтобы «простимулировать» местные органы власти, в документ была внесена норма, в соответствии с которой из госбюджета предлагалось финансировать развитие и содержание только тех аэропортов, которые находятся в госсобственности.

Правило «деньги в обмен на аэропорты» было подкреплено постановлением Кабмина от 21 мая 2008 г., регламентирующем использование 1,008 млрд. грн., выделенных на эти цели в текущем году. Средства предлагалось разделить между четырьмя объектами: государственными «Львовом» и «Борисполем», а также коммунальными «Донецком» и «Киевом» (при условии передачи их аэродромов в собственность государства).

Первыми отреагировали на этот «намек» в Донецком облсовете. Интересно, что еще 16 апреля мэр Донецка Александр Лукьянченко заявлял, что возвращение предприятия в госсобственность юридически невозможно, а уже 22 апреля облсовет принял решение о передаче взлетно-посадочной полосы коммунального предприятия «Международный аэропорт «Донецк» государству. Единственным условием депутаты выдвинули компенсацию за потраченные на строительство ВПП 75 млн. грн. из областного бюджета и 22 млн. грн. из средств КП. Думается, за этим дело не станет, ведь из госказны на строительство и реконструкцию аэропорта «Донецк» в 2008 г. планируется выделить 733,3 млн. грн. Попутно отметим, что эта сумма почти в два раза превышает объем инвестиций, необходимый предприятию для подготовки к Евро-2012 по оценкам Минтранссвязи.

Похожий путь проделал и Харьковский горсовет. В феврале 2008 г. депутаты приняли решение отказать Минтранссвязи и оставить местный аэропорт в коммунальной собственности. Причина была ясна - «на мази» находилось подписание договора аренды целостного имущественного комплекса АКП «Международный аэропорт «Харьков» сроком на 49 лет между горсоветом и ООО «Нью Системс АМ», аффилированной с группой DCH Александра Ярославского. Местные власти заявили о планах получать ежегодно около 1,8 млн. грн. прямой арендной платы и 4,5 млн. грн. платы за землю.

Однако, изучив «заразительный пример» Донецка, в мае власти Харькова круто изменили свою точку зрения и дали разрешение на передачу аэродрома в госсобственность. По-видимому, горсовет и арендатор получили гарантии неприкосновенности инвестиций и одновременно выделения бюджетных средств на развитие аэродромной инфраструктуры. В этой ситуации довольными остались все: ООО «Нью Системс АМ» снижает свои расходы и сосредотачивается на со строительстве пассажирского терминала, государство возвращает в собственность стратегический объект и занимается развитием аэродромной составляющей, а город получает к 2012 г. современный аэропорт.

А вот Международный аэропорт «Киев» (Жуляны) не польстился на предложенные бюджетные деньги. Причины, видимо, следует искать в планах Киевсовета реорганизовать КП в ЗАО с сохранением в собственности города 51% его акций. За такое решение депутаты проголосовали еще 27 декабря 2007 г., однако оно было заблокировано оппозицией. Вместе с тем, 11 июня 2008 г. замгендиректора по развитию аэродромной части Александр Нестеренко заявил, что в этом году предприятие намерено провести реконструкцию ВПП, перрона и сигнального оборудования. Планируемые инвестиции составляют 109 млн. грн., что гораздо больше обещанных государством 63,56 млн. грн.

Примерно такую же непримиримую позицию занимает и Одесский горсовет - 2 июля 2008 г. его представитель сообщил о создании спецкомиссии по подготовке конкурса на реконструкцию КП «Международный аэропорт «Одесса». Одно из основных требований к инвесторам - обеспечение финансирования в размере не менее $250 млн. для модернизации и строительства аэропортовых объектов до 2012 г. Примечательно, что одним из претендентов на победу называют все того же А. Ярославского. О передаче аэродромной инфраструктуры предприятия государству речь не идет вообще.

Но самая сложная ситуация сложилась в аэропорту «Днепропетровск». Авторы Концепции вписали его в список предприятий, находящихся в госсобственности. Однако, на данный момент целостный имущественный комплекс аэропорта входит в состав авиакомпании-банкрота «Днеправиа». ВПП аэропорта более года безуспешно пытается «вытащить» в госсобственность ФГИУ, против чего выступают кредиторы (группа «Приват»).

Внести ясность в проблему попытался Президент, своим указом обязавший Кабмин до 26 июля 2008 г. принять меры по выводу из состава авиакомпании «Днеправиа» имущественного комплекса аэропорта «Днепропетровск» и реорганизации его в госпредприятие. Группа «Приват» не согласна на такой вариант, при этом готова инвестировать в развитие объекта только при условии победы в конкурсе по его приватизации, что не устраивает государство.

Вообще, оживление в транспортном комплексе, внесенное новостью о проведении чемпионата Европы в Украине, привело к интересным последствиям. Создается впечатление, что Евро-2012 и рожденная благодаря ему Концепция госпрограммы развития аэропортов произвели эффект разорвавшейся бомбы: для предприятий сразу же нашлись стратегические инвесторы, местные власти (за редким исключением) спешат «понадежнее» пристроить коммунальную собственность, не делясь при этом с государством. На руку регионам играет и цейтнот, в который государство загнало себя, по сути, впустую потратив более года подготовки к футбольному форуму.



Дмитрий Щербаков

Все права защищены © Транспортный бизнес 2008-2024

Перепечатка материалов сайта в полном или сокращенном виде только с письменного разрешения редакции.
Для интернет-изданий при перепечатке обязательна гиперссылка www.tbu.com.ua