Профсоюзы Ильичевского МТП требуют внести коррективы в реформу портовой отрасли.
На прошлой неделе три профсоюзных организации ГП «Ильичевский морской торговый порт» обратились к первым лицам государства, руководителям Мининфраструктуры, ГПУ и СБУ. Как отмечается в обращении, по итогам 2013 г. убытки предприятия составили 77 млн. грн. При чистой прибыли по итогам 2012 г. в 99,5 млн. грн.
В ухудшении экономического положения предприятия в порту считают виновным предыдущего (до июня 2013 г.) начальника Александра Григорашенко, а также начало реформы портовой отрасли.
Ситуация в ИМТП начала ухудшаться в 2010 г. По итогам 2009 г. чистая прибыль составила 286 млн. грн., в 2010 - 214 млн. грн., в 2011 - 154 млн. грн., в 2012 - 99,5 млн. грн.
За последние три года из порта «выдавили» многие компании, обеспечивавшие значительные грузопотоки. Были расторгнуты договора совместной деятельности. В пользу коммерческих структур переданы многие виды работ, которые порт ранее выполнял собственными силами. Предприятие явно готовили к передаче более «достойным» собственникам. В других портах столь явного и демонстративного ухудшения ситуации не было.
После создания Администрации морских портов Украины и передаче на ее баланс причалов доходы ГП ИМТП сократились почти на 300 млн. грн. Кроме портовых сборов, получателем которых теперь выступает АМПУ, это дополнительные расходы в 20 млн. грн. в год за пользование причалами и потеря права на получение грузового сбора в сумме около 100 млн. грн. в год. Экономия за счет сокращения расходов на содержание ряда социальных объектов в сумме около 25 млн. грн. общую ситуацию не исправила.
Передача АМПУ полномочий по взиманию портовых сборов привела по итогам прошлого года к ухудшению экономического положения практически всех портов Украины. За исключением Евпаторийского (плюс 555 тыс. грн. против убытка в 101 тыс. грн. в 2012 г.) и, как ни странно, Ренийского - прибыль 1187 тыс. грн. против убытка в 14496 тыс. грн. годом ранее.
По ведущим портам ситуация с финрезультатом такова (тыс. грн.).
МТП |
2012 |
2013 |
Ильичевский |
99535 |
-76108 |
Мариупольский |
401095 |
273924 |
Николавеский |
73647 |
-13694 |
Одесский |
415867 |
178960 |
«Южный» |
403819 |
164425 |
Как сообщил tbu.com.ua председатель Профсоюза работников морского транспорта ИМТП Сергей Брызгалов «ухудшению ситуации также способствовало необоснованное увеличение стоимости основных фондов с 1 апреля 2013 г. Это привело к росту амортизационных начислений. При первоначальном плане в 85010 тыс. грн., итог за 2013 г. составил 147294 тыс. грн. Этот показатель прямо влияет на общую сумму расходов предприятия и увеличивает ее. При этом эти средства не являются реальными расходами. Учитывая это можно сделать вывод, что порт имел необходимые средства, в том числе, прибыль, для покрытия своих расходов» [конец цитаты].
Профсоюзы считают, что сервитутные платежи за пользование причалами, а это более 24 млн. грн. в год, не должны взиматься с порта как госпредприятия. Как отметил С.Брызгалов: «Мы обратились в Мининфраструктуры с предложением вернуть причалы на баланс порта. Это логично. Мы не требуем изменений в ЗУ «О морских портах», мы предлагаем изменить только порядок его реализации. Порт сможет не только сэкономить на оплате сервитута, а и будет получать грузовой сбор от грузовладельцев. До сих пор Мининфраструктуры не решило вопрос с введением выравнивающего коэффициента к железнодорожному тарифу на перевозку грузов в Ильичевский порт. Это не дает возможности привлечь дополнительные транзитные грузопотоки в порт, лишает его всякой перспективы выживания».
Это же требование (о возврате ИМТП причалов) изложено и в обращении к руководителям государства. Кроме того, ильичевские портовики предлагают «провести анализ реформирования портовой отрасли Украины и навести порядок в этом реформировании». В то же время, по словам С.Брызгалова, речь идет не об отказе от реформы, а о совершенствовании некоторых положений.
Ситуация в ИМТП, а нечто подобное можно ожидать и в других портах, показывает, что на подготовку реформы нужно было отвести больше времени. И более длительный переходный период для трансформации госпредприятий. Многие госпорты попросту оказались не готовы работать в тех же условиях, что и частные операторы. И при этом утратив часть оборотных средств в виде портовых сборов.
Василий Бондарь