15 апреля министр транспорта и связи Константин Ефименко своим приказом №40-г назначил внеплановую проверку финансово-хозяйственной деятельности ГП «Дельта-лоцман» комиссией ведомственного КРУ.
В приказе министра (копией которого располагает tbu.com.ua) предписано провести проверку с 22 апреля по 31 мая 2010 г. Для этого создана весьма внушительная комиссия из 20 человек. Причем, кроме работников министерского КРУ и представителей морских предприятий, в ее состав включены аудиторы из «СМАП», аэропорта «Борисполь», Юго-Западной и Приднепровской железных дорог.
Как показывает практика последних лет, существует три вида таких проверок госпредприятий. Как правило, с приходом очередного министра такие проверки являются поводом для смены директора госпредприятия. Второй вид - проверки, инициированные самим директором госпредприятия, предчувствующим накануне смены власти в министерстве свое вероятное увольнение. Обычно такая проверка серьезных нарушений не обнаруживает, соответственно претензий к директору быть не может, а для повторного аудита этого же периода нужны очень веские основания. И третий вид - обычные плановые проверки, зачастую малоинтересные проверяющим и не вызывающие беспокойство проверяемых. Особенно в отношении предприятий с невысокими доходами.
В отношении ГП «Дельта-лоцман» третий вид неприменим по определению. Как отметил недавно глава Николаевской облгосадминистрации Николай Круглов, на долю этого предприятия приходится 16% всех поступлений в сводный бюджет области.
Впрочем, позицию министра в отношении ГП «Дельта-лоцман» и его директора Александра Голодницкого мы узнаем уже в ближайшее время, т.к. по информации наших источников в Минтранссвязи, вскоре ожидается его поездка в Николаев. Исходя из заявлений, которые глава ведомства сделает во время этой поездки, можно будет предположить итоговые результаты проверки КРУ.
Пока же мы имеем два примера позиции министра по отношению к ведущим предприятиям морской отрасли. На примере Одесского и Южного портов видно, что Константин Ефименко повторяет ошибки своих предшественников. Во-первых, начальник порта Южный Юрий Крук был уволен 8 апреля, хотя при этом он якобы находился на больничном. Вероятность того, что Юрий Юрьевич будет оспаривать это увольнение в судах, невелика. Особенно учитывая конфликты его администрации с частными компаниями, и нецивилизованное поведение по недопушению судов к причалам ТИС.
Более знаковой является позиция руководства Минтранссвязи, проявившаяся 10 апреля в отношении Одесского порта. В этот день состоялась торжественная церемония забивания первой сваи нового контейнерного терминала на Карантинном молу, оператором которого будет выступать компания «ГПК Украина» (дочерняя структура Hamburg Port Consulting GmbH). Как сообщил официальный сайт Минтранссвязи в торжественной церемонии «приняли участие глава Одесской областной госадминистрации Эдуард Матвийчук, посол ФРГ в Украине Ганс-Юрген Гаймзет, начальник порта Николай Павлюк, президент «ГПК Украина» Клаус Шмекер и другие официальные лица». Но вот в числе «других официальных лиц» не было ни министра транспорта, ни вообще кого-либо из чиновников его ведомства. По сути, министерство проигнорировало событие, имеющее международное значение.
Возвращаясь к теме «Дельта-лоцман» хотелось бы отметить, в рейтинге «скандалов» с Ю.Ю. Круком может соперничать только Александр Голодницкий. Если конечно не принимать во внимание экс-министр транспорта и связи Иосифа Винского. Он вне конкуренции.
Впервые А.Голодницкий возглавил предприятие в мае 2005 г. За 18 месяцев его работы до октября 2006 г. прекратилось судоходство по ГСХ «Дунай - Черное море». Этот руководитель (не имеющий технического образования) даже ставил вопрос о целесообразности этого проекта для страны. Приостановка судоходства обернулась сотнями миллионов прямых и косвенных убытков для национальной экономики, что и было впоследствии подтверждено выводами госэкспертизы.
При втором правительстве Юлии Тимошенко А.Голодницкий вновь возглавил ГП «Дельта-лоцман». Как и в первом случае, коллектив предприятия долго не пускал его в офис. Здесь мы отметим лишь главные «достижения» Александра Григорьевича.
Это, прежде всего, дестабилизация ситуации в трудовом коллективе, увольнения неугодных, создание карманного профсоюза администрации.
Строительство защитной дамбы на ГСХ «Дунай - Черное море» с нарушением утвержденного Кабмином рабочего проекта. Главным «ноу-хау» стала перевозка камня в район строительства из карьеров Николаевской области автотранспортом на расстояние 500 км. По сравнению с перевозками баржами по морю это стоит в 7-8 раз больше. Нетрудно догадаться, что от этого пострадали и автодороги. После этих перевозок «Укравтодор» оценивал потребность в ремонте на направлении Николаев - Одесса - Вилково в 200 млн. грн.
В итоге торжественно сданная дамба в 2009 г. размывалась более десяти раз, а потрачено на нее около 200 млн. грн. Хотя после церемонии на Дунае, в апреле прошлого года, с участием Виктора Ющенко ордена «За заслуги» третьей степени получили И.Винский, одесский губернатор Н.Сердюк и А.Голодницкий.
Но самое неприятное в этой ситуации даже не ущерб, нанесенный автодорогам и неэффективно потраченные государственные средства. Главная проблема в том, что Украина дала лишний повод Румынии для критики нашего проекта ГСХ «Дунай - Черное море» в плане неадекватных методов его реализации. Поэтому знаковыми будут итоги проверки по п.10 ее программы: «Проверка соблюдения действующего законодательства в отношении выполненных работ по строительству ограждающей дамбы ГСХ Дунай - Черное море, а также связанных с ними других работ и услуг».
Василий Бондарь