Призрак дизельной перепродажи

Растут шансы перепродажи трубопровода между Украиной и Беларусью. Перспективная перепродажа ценного актива теперь зависит только от активности списка компаний-интересантов - за несколько месяцев «Укртранснафте» позволили сделать всего 1 шаг из 9-ти необходимых.

11 июня 2021 г. трубопроводная госкомпания «УТН Укртранснафта» получила разрешение АМКУ - первый из перечня 9 документов, необходимых для восстановления работы украино - белорусского нефтепродуктопровода Мозырь - Мукачево (украинского участка «Самара - Западное направление»). План действий УТН вступил в силу 19 апреля, и предполагает получение компанией следующих неотъемлемых друг от друга документов:

- лицензия НКРЭП на право хоздеятельности по транспорту нефтепродуктов; постановление о ставках трубопроводного тарифа;

- лицензия НКРЭП и Укрводагеннства на специальное водоснабжение и водоотвод;

- постановление ВР о переоформлении на УТН землеотводов, ранее выданных частному ООО «ПЗТ «Прикарпатзахидтранс»;

- приказ Гостаможслужбы о предоставлении двум нефтепродуктовым базам хранения УТН статуса таможенно-лицензионных склада (ТЛС);

- разрешение Гострудагенства на эксплуатацию оборудования повышенной опасности;

- договора о продаже услуг по транспорту дизельного топлива с компаниями РФ и Республики Беларусь (других государств План действий не указывает - tbu);

- договора и конкурсные решения УТН о закупках электроэнергии.

Данный перечень слишком длинный для украинской бюрократии, поэтому растет риск того что УТН в течении 2021 г. может не справиться с восстановлением работы продуктопровода. Чем это угрожает?

Агентство по поиску и менеджменту активов АРМА, в апреле заключило с УТН договор на управление, по которому последняя обязалась приносить государству от 1,1 до 2,5 млн. грн. ежемесячно от оперирования украинским участком «Самара - Западное направление». Отсутствие хоть одного документа из перечня сделает невозможными восстановление работы трубопровода, и профильного получения УТН средств для контрактных выплат.

В случае неполучения договорных платежей, у АРМА есть два пути. Первый - Агенство может обращаться в суд с иском о взыскании платежей с УТН. Второй - повторно проводить конкурс на право управления, не отступая от главного конкурсного критерия на торгах, иначе возникнут вопросы. На прошлом конкурсе таким «оградительным» критерием была необходимость наличия у компании-соискателя компетенций в эксплуатации магистральных нефте- и продуктопроводов. В результате, в конкурсе принимали участие только УТН и ПЗТ.

Кроме этих претендентов, трубопроводным опытом и лицензиями в Украине обладают всего 5 предприятий. Ранее по неизвестным причинам не принимавшие участие в конкурсе АРМА. По степени вероятной заинтересованности, это:

- ООО «КНХ Карпатнефтехим». Это предприятие владеет этиленопроводом Калуш - Тисайварош (Венгрия), и по решению КМУ времен премьерства Арсения Яценюка, КНХ получил право беспошлинного импорта ограниченного объема нефтепродуктов для нужд химического производства ряда смол и суспензий. Полученные из «льготного» нефтеимпорта химикаты применяются в производстве другими предприятиями Украины элементов взрывчатых веществ гражданского и военного назначения, но распоряжение КМУ такого обоснования льгот в себе не содержит;

Частное АО «Эксимнефтепродукт». Это предприятие оперирует собственными трубопроводами Одесской нефтегавани, арендованной у государственного ОМТП днепровской компанией «Синтез Ойл» Игоря Коломойского;

- «ХНПК Херсонский Нефтеперевалочный комплекс». Это бывшее государственное предприятие в январе 2021 го. было куплено компанией «Галнафтогаз». Компания принадлежит Виталию Антонову и инвесторам из Лихтенштейна. ХНПК оперирует узлом нефте- и продуктопроводов под территорией Херсонского НПЗ. По данным украинской прессы, НПЗ принадлежит компаниям конкурентной «Галнафтогазу» группы WOG и «Континиум»;

- Государственные Кременчугское и Лисичанское ГП «Управление транспорта и хранения нефтепродуктов». Два ГП владеют продуктопроводами из ареала сбыта продукции Лисичанского НПЗ «Роснефть», и ареала сбыта кременчугской ПАО «Укртатнафта» (ее совладельцы, НАК «Нафтогаз Украины», Александр Ярославский и Игорь Коломойский). Работающие на нефтебазы этих частных НПЗ трубопроводные Управления Минтопэнерго неоднократно переподчинялись между разными государственными хозяевами, что явно не содействовало их развитию. В 2015 г. Управлениями стало напрямую владеть Минтопэнерго; в 2010 - 2015 гг. управления принадлежали госпредприятию «УТНП Укртранснефтепродукт» Минтопэнерго; еще раньше, УТНП имело статус дочерней компании УТН; а на момент создания в 2006 г., УТНП опять-таки был в прямом подчинении Минтопэнерго.

- ГП «УТНП Укртранснефтепродукт». В апреле -мае, строго параллельно с конкурсом АРМА, это УТНП погружалось в процедуру банкротства. Это предприятие - владелец активов государственного Одесского НПЗ, а также нефте- и продуктопроводов, которые связуют завод с нефтегаванью «Синтез Ойл».

Можно долго оценивать, какие шансы и активность проявляются в направлении продуктопровода все ведущие игроки поля борьбы за трубопроводные активы - ведь может победить или возглавляемое Германом Галущенко Минтопэнерго, или перечисленные компании из орбит влияния Арсения Яценюка, Виталия Антонова и Игоря Коломойского.

Но прежде чем браться за подобную оценку, всем игрокам целесообразно помнить важную деталь - ведь решением СНБО Украины была арестована только южная часть продуктопровода Мозырь - Мукачево. Северная часть продуктопровода как была, так и остается в собственности офшорной швейцарской компании ITP International Trading Partners AG. Акционерами ITP украинская пресса называет гражданина Германии, бывшего торговца подержанными автомобилями Сергея Шефера, и инвестора из Республики Беларусь Николая Воробья, совладельца белорусской компании «Нефтебитумный Завод».

Пока что у украинских СМИ нет никаких данных о том, что власти Украины к Республики Беларусь смогут решить вопрос с арестом оставшейся части тех активов ITP AG, которые остаются за пределами украинской территории. Следовательно, нет никаких оснований делать уверенные прогнозы о том, что у госкомпании УТН есть какие то веские основания надеяться, что нефтепродуктопровод в ближайшее время будет загружен по всей его протяженности в Украине и Беларуси. Лучшее в такой обстановке, это либо менять саму обстановку, - либо тихо готовить громко арестованный актив к перепродаже. Продаже другому новому собственнику, или же… собственнику старому.



Андрей Старостин

Все права защищены © Транспортный бизнес 2008-2021

Перепечатка материалов сайта в полном или сокращенном виде только с письменного разрешения редакции.
Для интернет-изданий при перепечатке обязательна гиперссылка www.tbu.com.ua