Как и ожидалось, Президент Украины наложил вето на поправки в закон «О таможенном тарифе», принятые в начале июня. Любопытно, что об этом стало известно накануне открытия нового завода корпорации «Богдан» в Черкассах, в котором принял участие глава государства.
Напомним, что депутаты подкорректировали положения об изменении ставок ввозной пошлины по некоторым товарным позициям, в т.ч. и автомобилям с объемом двигателя от 1 л до 2,2 л, которые должны вступить в силу не со дня опубликования закона, а с 1 января 2009 г. Глава государства, вернув документ в парламент, назвал это «грубым нарушением международных договоренностей Украины».
Борьба вокруг пошлин началась еще 16 мая, когда Украина официально стала членом Всемирной торговой организации (ВТО). До этой даты импорт автомобилей облагался налогом в размере 25% от их стоимости, а после - 10%. И действительно, сразу по присоединению к ВТО, Гостаможслужба заявила о начале «растаможки» товаров в соответствии с международными нормами.
Естественно, это стало прямым ударом по отечественным автопроизводителям, занимающимся, в основном, крупноузловой сборкой. Используя эту схему, украинский автопром оптимизировал затраты. Так, пошлина на комплектующие была 0%, а на авто - 25%. Вот на этой разнице и держался бизнес отечественных предприятий.
Такое нововведение явно не понравилось украинским производителям, лобби которых традиционно сильно в парламенте. Несмотря на низкую эффективность ВР шестого созыва по части законотворчества, отсрочка сокращения пошлин до 2009 г. была принята более чем конституционным большинством - 367 голосов.
«Такое поведение является неприемлемым для ответственного участника международного сотрудничества и беспрецедентным как в нашей практике, так и в деятельности ВТО. Хочу подчеркнуть, что свою обеспокоенность в связи с возможными нарушениями взятых обязательств уже высказали ЕС, Канада, Норвегия, США, Япония и ряд других стран-членов ВТО», - подчеркнул Президент.
Впрочем, шансы на преодоления вето Президента достаточно высоки. Практически во всех крупных фракциях есть представители автолобби (БЮТ - «Укравто», ПР - АИС, НУНС - «Богдан»). Это понимают в Секретариате Президента и уже пугают санкциями со стороны стран-участниц ВТО, вплоть до исключения Украины из этой организации. Но депутаты от фракции БЮТ, конфликтующие с В.Ющенко по политическим мотивам, уже заявили, что готовы вновь голосовать за закон, не учитывая пожеланий Президента.
Тем временем, импортеры продолжают платить меньше налогов и уже во всеуслышание заявили о снижении цен. В частности, группа компаний «Виннер», дилер брендов Ford, Jaguar, Land Rover, Volvo и Porsche, первой сократила стоимость машин на 10%. За ней последовала «Илта» (Peugeot), а через неделю «АВТО Интернешнл» (Mazda и Suzuki), АИС (Geely, Ssang Young, Citroen) и «Викинг Моторз» (Volvo). Теперь потребитель, покупая у них авто, будет платить на 3-10% меньше.
Отечественные производители называют эти действия желанием импортеров перекроить рынок. В частности, депутат от ПР и совладелец компании АИС Дмитрий Святаш утверждает, что удорожание металла, энерго- и трудовых ресурсов никак не способствует удешевлению авто. Правда, признает, что сокращение фискальной нагрузки в среднем на 18% (снижение пошлины до 10% плюс НДС на нее) способно дать преимущество зарубежным компаниям.
В связи с этим национальным производителям придется перекраивать свои инвестиционные программы. Полный цикл производства налажен только у «УкрАвто» для Daewoo и ЗАЗа. Остальные авто собираются методом крупноузловой сборки: ВАЗ, Chevrolet, Opel, Mercedes («УкрАвто»); ВАЗ, Hyundai, Kia («Богдан»); VW, Skoda, Seat («Еврокар»). Президент «Богдана» Олег Свинарчук уже заявил, что вето повлечет определенную корректировку производственных планов корпорации.
«Ситуация хоть и не угрожающая, но серьезная, и мы обсуждали с министром промышленной политики пакет законов, который позволит добавить защитные или используемые в рамках вступления в ВТО мероприятия по налогу на прибыль, на землю и еще ряд временных налоговых каникул», - заявил О.Свинарчук. Конечно, можно также воспользоваться антидемпинговыми механизмами, но доказать, почему американский бренд продается в Украине в два раза дороже, чем в США, будет крайне трудно.
Николай Маслов