Порты Украины: жажда роста

Всего лишь за полгода государственные морские торговые порты успели пережить «Цунами» и зимние холода, рейдерские захваты и «наезды» санэпидемстанций. Но, несмотря на это, продолжали работать и наращивать объемы грузооборота.

За первые шесть месяцев 2008 г. МТП смогли продлить позитивную тенденцию роста грузооборота и добиться увеличения этого показателя на 5,22 млн. т (8,4%). При этом объем грузоперевалки в речных и морских портах всех форм собственности, по данным Госкомстата, вырос всего лишь на 5,5%, составив 91,1 млн. т, из которых 67 млн. т (73,5%) пришлось на долю морпортов в подчинении Минтранссвязи.

В процентном отношении больше других (на 50,7% - до 8,05 млн. т) выросли импортные грузопотоки через морпорты, при этом «количественным» лидером продолжает оставаться экспорт (29,21 млн. т, +5,6%). Объемы транзита увеличились не так значительно, на 2,3% - до 27,39 млн. т.

Почти треть (1,68 млн. т) совокупного прироста грузооборота всех МТП приходится на Ильичевский порт. Отрадно, что львиную долю этой прибавки (+1,62 млн. т или 39%) составляют высокотарифные генеральные грузы. Отдельно стоит отметить феноменальный рост контейнерооборота - за I полугодие портом переработано 337954 TEU, что на 121050 TEU (+55,8%) больше, чем за аналогичный период 2007 г.

Ильичевский МТП оказался единственным из портов-лидеров, кому удалось добиться опережающих темпов роста грузооборота. Одесский и Южный МТП удержались в «плюсе» в основном благодаря росту перевалки наливных грузов, а Мариупольский вообще допустил падение этого показателя на 700 тыс. т или 8,2% из-за неблагоприятных погодных условий в зимний период.

Порты второго эшелона продолжают теснить «Большую четверку». Если в I полугодии 2006 г. на долю четырех крупнейших портов приходилось 72,9% переработанных грузов, а за тот же период 2007 г. - 71,4%, то по итогам 6 месяцев 2008 г. - 69,1%. Из «малышей» снизили свои показатели только Белгород-Днестровский (на 12,5 тыс. т или 2%), Керченский (на 666,9 тыс. т или 30,4%) и Херсонский (на 121,6 тыс. т или 7,4%) МТП.

Грузооборот морских торговых портов Украины в I полугодии 2008 г., тыс. т

МТП

Всего

Экспорт

Импорт

Транзит

Каботаж

6 мес. 2008

% к 6 мес. 2007

6 мес. 2008

% к 6 мес. 2007

6 мес. 2008

% к 6 мес. 2007

6 мес. 2008

% к 6 мес. 2007

6 мес. 2008

% к 6 мес. 2007

Бердянский

1325,1

124,3

949,7

115,0

218,2

236,7

156,9

106,5

0,3

42,9

Б.Днестровский

601,7

98,0

465,4

102,8

79,6

115,5

6,1

117,3

50,6

57,8

Евпаторийский

1084,9

173,8

39,1

120,3

46,2

135,1

87,9

109,5

911,7

191,1

Измаильский

3869,9

105,2

2539,8

106,3

15,3

137,8

1281,2

102,3

33,6

2,7

Ильичевский

9446,7

121,6

3663,2

97,5

3257,6

143,4

2508,2

165,0

17,7

7,9

Керченский

1524,5

69,6

493,2

173,9

13,0

156,6

1011,3

53,5

7,0

90,9

Мариупольский

7802,4

91,8

5856,5

89,3

154,0

306,2

1729,6

97,7

62,3

49,4

Николаевский

4884,6

143,7

1434,9

94,5

988,3

300,0

2458,2

159,7

3,2

30,2

Одесский

17875,2

107,0

5752,2

109,0

2248,3

122,5

9781,7

103,1

93,0

81,2

Октябрьск

1581,5

144,7

1383,3

158,4

184,0

93,8

14,2

60,7

-

-

Ренийский

1922,8

127,5

287,2

271,2

319,3

29027,3

1316,3

94,0

-

-

Севастопольский

200,7

111,1

27,1

30,7

27,9

206,7

58,0

2000,0

87,7

115,4

Скадовский

537,6

222,0

80,7

88,9

58,4

108,3

78,1

80,1

320,4

-

У.Дунайский

39,6

165,7

4,5

27,8

-

-

25,9

893,1

9,2

191,7

Феодосийский

1500,7

119,2

697,1

70,2

170,9

92,8

631,0

773,3

1,7

425,0

Херсонский

1529,8

92,6

509,2

65,0

105,4

281,1

387,5

129,8

527,7

99,1

Южный

11149,6

100,1

5029,4

139,2

165,0

107,7

5867,8

81,6

87,4

49,2

Ялтинский

126,5

101,9

-

-

-

-

-

-

126,5

101,9

Всего

67003,8

108,4

29212,5

105,6

8051,4

150,7

27399,9

102,3

2340,0

117,5

В разрезе номенклатуры грузооборот торговых портов распределился следующим образом: наливные грузы - 14,13 млн. т (21,1%), сыпучие (навалочные) - 30,58 млн. т (45,6%), тарно-штучные (генеральные) - 22,29 млн. т (33,3%). Основные виды перегружаемых грузов: черные металлы (14,79 млн. т или 22,1% всего грузооборота), уголь (8,74 млн. т или 13%), руда (7,34 млн. т или 11%), нефть (6,23 млн. т или 9,3%), контейнеры (4,72 млн. т или 7%), нефтепродукты (4,60 млн. т или 6,9%), стройматериалы (4,38 млн. т или 6,5%), сыпучие химгрузы, минудобрения (4,36 млн. т или 6,5%). На эти восемь пунктов номенклатуры приходится 82,3% всех грузов, переваленных МТП за 6 месяцев 2008 г.

Прирост перевалки наливных грузов в I полугодии 2008 г. составил 650,7 тыс. т (4,8%). В условиях падения объемов экспорта (-1,33 млн. т) ситуацию «спасли» удвоение импорта и привлечение дополнительных 1,55 млн. т транзита. Показательной стала динамика переработки нефтепродуктов - снижение экспорта на 752,7 тыс. т (37,7%) одновременно с ростом транзита на 1,31 млн. т (79,1%).

Более двух третей всего грузопотока налива традиционно прошло через Одесский МТП. Приятным сюрпризом стало оживление переработки нефтепродуктов в Феодосии: за I полугодие 2008 г. ее объем составил 823,6 тыс. т против 809,2 тыс. т за весь прошлый год. При этом мощности украинских портов по перевалке этого вида грузов не используются даже наполовину.

Противоположные тенденции (падение транзита на фоне роста экспорта) наблюдались в секторах перевалки угля и руды. Бурное развитие экономик РФ и Китая, заградительные пошлины российского правительства и развитие северным соседом собственных терминалов привели к потере около 1,2 млн. т каждого из этих транзитных грузопотоков. Их место успешно заняли другие, в первую очередь - экспорт (+349,4 тыс. т угля и +1,5 млн. т руды). Пришел в украинские порты и импортный уголь - 898,1 тыс. т, тогда как за I полугодие 2007 г. такие грузы не перерабатывались в МТП вообще.

Продолжилось падение объемов перевалки зерновых, обусловленное введением ограничений на их вывоз из Украины по инициативе предыдущего Кабмина. По сравнению с аналогичным периодом прошлого года, они уменьшились на 434,5 тыс. т (11,7%). Однако, начало поступления в порты зерна нового урожая и снятие квот на его экспорт вселяют надежду на скорую смену негативной тенденции. Учитывая оптимистичные прогнозы аграриев, портовые зерновые терминалы ожидают избыточный экспортный грузопоток, что должно негативно повлиять на объемы транзита из РФ и Казахстана.

Благоприятная ценовая конъюнктура на рынке металла способствовала повышению объемов переработки этого груза портами Украины. По итогам полугодия рост составил 2,52 млн. т (20,5%), причем экспорт «прибавил» на 1,81 млн. т, а транзит - на 822,9 тыс. т. По сравнению с 2007 г., когда треть объема черных металлов «забрал» Мариупольский МТП, сейчас грузопоток распределился более равномерно. Порты Октябрьска, Южного и Ильичевска почти достигли показателей всего прошлого года, а Одесса и вовсе опередила азовцев.

Одесский и Ильичевский МТП все больше приближаются к мировым стандартам контейнеризации. Если среднемировой показатель удельного веса контейнеров в объеме сухих грузов - 50-60%, то оба наших лидера уже вышли на уровень 26-28%. В результате контейнеры уверенно входят в первую пятерку перерабатываемой в портах Украины номенклатуры, потеснив нефтепродукты, химические и строительные грузы.

Вообще, ситуация с перевалкой контейнеров обнадеживает. Похоже, порты пережили спецоперацию «Цунами» и вопреки всему смогли нарастить контейнерооборот на 29,9% в весовом эквиваленте. Совместные усилия Минтранссвязи и Гостаможслужбы по оптимизации таможенного оформления этого вида грузов также вселяют осторожный оптимизм. Похоже, прошлогодний миллион TEU, прошедший через украинские порты, имеет шансы превратиться минимум в 1,2-1,3 млн.

Грузооборот МТП Украины в I полугодии 2008 г. по номенклатуре, тыс. т

Наименование

Всего

Экспорт

Импорт

Транзит

Каботаж

6 мес. 2008

% к 6 мес. 2007

6 мес. 2008

% к 6 мес. 2007

6 мес. 2008

% к 6 мес. 2007

6 мес. 2008

% к 6 мес. 2007

6 мес. 2008

% к 6 мес. 2007

НАЛИВНЫЕ

14132,7

104,8

2552,2

65,7

862,5

192,1

10628,9

117,0

89,1

135,6

Нефть

6232,5

107,8

24,8

24800,0

248,9

350,6

5958,8

104,3

-

-

Нефтепродукты

4605,7

116,9

1242,1

62,3

300,9

137,8

2973,6

179,1

89,1

135,6

Масло

727,7

65,2

320,6

34,6

312,7

196,1

94,4

323,3

-

-

Химические

2048,4

92,4

761,1

96,5

-

-

1287,3

90,2

-

-

Другие наливные грузы

518,4

121,3

203,6

117,3

-

-

314,8

124,1

-

-

СУХОГРУЗЫ

52871,1

109,5

26660,3

112,2

7188,9

146,9

16771,0

94,7

2250,9

116,9

СЫПУЧИЕ

30582,0

102,7

12338,2

107,1

3151,2

189,4

12918,6

86,9

2174,0

124,5

Уголь

8742,3

100,3

1903,4

122,5

898,1

-

5939,4

82,9

1,4

42,4

Кокс

385,1

141,2

350,5

136,2

7,0

-

27,5

184,6

0,1

25,0

Руда всякая

7339,6

110,3

4150,0

156,5

1774,8

138,0

1396,2

55,1

18,6

10,3

Строительные

4376,5

110,0

2138,8

89,8

102,9

511,9

18,5

48,1

2116,3

137,5

Цемент

63,2

-

-

-

-

-

63,2

-

-

-

Химические, минудобрения

4362,3

91,6

1960,0

91,9

257,0

77,4

2142,7

93,2

2,6

-

Сахар

358,9

57,6

-

-

-

-

358,9

57,6

-

-

Хлебные - всего

3268,5

88,3

1745,6

74,1

-

-

1489,5

112,6

33,4

143,3

из них зерно

2999,4

88,0

1492,8

72,3

-

-

1477,0

111,7

29,6

146,5

Другие сыпучие грузы

1685,6

156,2

89,9

49,2

111,4

447,4

1482,7

170,2

1,6

266,7

ТАРНО-ШТУЧНЫЕ

22289,1

120,4

14322,1

116,9

4037,7

125,1

3852,4

135,3

76,9

42,8

Автотехника, сельхозтехника

179,4

217,5

8,7

150,0

113,4

279,3

57,1

158,2

0,2

-

Лесные грузы

532,9

95,0

531,3

95,2

-

-

0,3

14,3

1,3

130,0

Черные металлы

14798,3

120,5

11918,5

117,9

15,8

58,5

2799,9

141,6

64,1

38,3

из них - чугун

2262,0

108,6

653,4

83,5

-

-

1608,4

123,6

0,2

100,0

- металлопрокат

8475,6

103,6

7314,3

97,6

14,3

55,4

1136,0

185,3

11,0

24,6

- лом

2254,5

1278,1

2229,9

1295,7

1,5

-

8,0

186,0

15,1

-

- др. грузы черных металлов

1806,2

98,1

1720,9

103,8

-

-

47,5

80,5

37,8

30,8

Цветные металлы

24,8

330,7

-

-

-

-

24,8

-

-

-

Бумага

6,4

116,4

-

-

-

-

6,4

116,4

-

-

Химические и минудобрения

100,3

62,4

38,3

97,2

-

-

61,8

51,5

0,2

-

Цемент в таре

130,7

-

-

-

6,0

-

124,7

-

-

-

Промтовары в таре

44,6

127,4

28,0

595,7

12,4

59,3

4,2

44,7

-

-

Нефтепродукты в таре

0,4

-

0,4

-

-

-

-

-

-

-

Продовольственные грузы

307,5

106,7

44,7

174,6

235,5

98,1

26,4

117,9

0,9

450,0

Контейнеры (т)

4721,3

129,9

1293,2

137,7

3123,6

125,9

303,1

144,3

1,4

42,4

Контейнеры (шт.)

356083

128,8

164656

126,9

176451

129,9

14893

139,7

83

56,1

Контейнеры (TEU)

607308

-

282470

-

303189

-

21549

-

100

-

Автомобили (т)

233,3

132,9

70,9

134,3

51,9

159,2

110,5

122,5

-

-

Автомобили (шт.)

15156

72,1

4611

99,9

4534

52,0

6011

78,3

-

-

Другие тарно-штучные грузы

1209,2

94,5

388,1

75,5

479,1

124,6

333,2

89,0

8,8

117,3

Всего грузов

67003,8

108,4

29212,5

105,6

8051,4

150,7

27399,9

102,3

2340,0

117,5

Финансовые показатели морпортов в основном выглядят оптимистично. Практически все МТП смогли в отчетный период добиться роста объемов доходов и чистой прибыли, причем особенно радуют успехи лидеров: Ильичевский порт более чем удвоил цифру своей чистой прибыли (с 14,22 до 31,90 млн. грн.), а «Южный» - увеличил в 1,57 раза (на 28,14 млн. грн.)

Однако есть и неприятные моменты финансовой деятельности портов. На 3% снизил объем чистой прибыли Одесский МТП, меньше прошлогоднего уровня получили также в Рени, Скадовске и Херсоне. Три морпорта по-прежнему остаются убыточными: Генический, Усть-Дунайский и Ялтинский. Минтранссвязи решило проблему первых двух путем лишения этих предприятий статуса порта и присоединения в качестве структурных подразделений к Бердянскому и Измаильскому МТП соответственно, крымский же порт традиционно надеется на курортный сезон и оживление пассажирских перевозок.

Финансовые показатели деятельности МТП Украины в I полугодии 2008 г., тыс. грн.

МТП

Доходы

Расходы

Чистая прибыль

6 мес. 2008

% к 6 мес. 2007

6 мес. 2008

% к 6 мес. 2007

6 мес. 2008

% к 6 мес. 2007

Бердянский

82200,0

146,4

79800,0

143,5

2400,0

440,3

Б.Днестровский

56746,0

116,3

54683,6

116,9

2062,4

101,3

Генический

76,3

119,8

235,5

145,5

-159,2

162,1

Д.Бугский

20336,9

100,0

14681,1

99,9

5655,8

100,3

Евпаторийский

11638,0

130,5

11320,0

128,2

318,0

369,8

Измаильский

122405,0

119,7

120440,0

119,5

1965,0

134,1

Ильичевский

498304,0

154,5

466406,0

151,3

31898,0

224,3

Керченский

116851,2

121,5

115067,9

120,9

1783,3

175,7

Мариупольский

411383,0

101,5

362980,3

101,2

48402,7

103,6

Николаевский

158076,0

183,9

152524,2

184,0

5551,8

181,3

Одесский

472313,3

122,3

366883,0

132,2

105430,3

97,0

Октябрьск

73624,0

159,4

65532,9

156,0

8091,1

194,0

Ренийский

56560,0

117,5

56138,0

121,5

422,0

21,7

Севастопольский

24997,6

124,0

24115,4

124,9

882,2

102,3

Скадовский

8667,0

133,5

8513,6

135,4

153,4

74,2

У.Дунайский

2400,0

97,7

2774,0

67,5

-374,0

22,6

Феодосийский

49050,0

138,8

48685,0

138,5

365,0

198,9

Херсонский

67029,1

104,7

66602,9

105,2

426,2

56,9

Южный

653266,3

136,5

575568,9

134,1

77697,4

156,8

Ялтинский

12919,7

99,0

16178,8

98,9

-3259,1

98,5

Всего

2898843,4

129,0

2609131,1

129,7

289712,3

122,7

Основные результаты анализа показателей работы МТП неоригинальны. Сухогрузный потенциал «старых» портов, в первую очередь, Мариупольского и Одесского, практически исчерпан. Выходом для таких предприятий может стать расширение территорий за счет намыва новых или перепрофилирования «соседних» территорий. «Резервами роста» портовой перевалки остаются наливные грузы, зерно и контейнеры. А «неизвестной величиной» является политика правительства и ВР - только они знают, когда могут быть приняты законодательные акты и другие документы, нужные для нормального функционирования портов и притока инвестиций в этот сектор.



Дмитрий Щербаков

Все права защищены © Транспортный бизнес 2008-2024

Перепечатка материалов сайта в полном или сокращенном виде только с письменного разрешения редакции.
Для интернет-изданий при перепечатке обязательна гиперссылка www.tbu.com.ua