Порт «Южный» презентовал программу развития до 2015 г., как говорят инициаторы, первую за 30 лет
Проект развития порта «Южный» амбициозен. По сути, речь идет о полном освоении акватории Аджалыкского лимана и строительстве терминалов по всему его периметру (сейчас причалы построены едва ли на трети периметра лимана).
Реализация программы обойдется приблизительно в $1 млрд., и позволит увеличить грузопереработку - с 35,4 млн. т до 81,36 млн. т. Проект предполагает, что количество причалов в порту увеличится с существующих сегодня: 11 собственно порта, пяти причалов Укртранснефти и четырех причалов Одесского припортового завода до 40. При этом, соотношение государственных и частных комплексов будет приблизительно равным.
Кроме увеличения интенсивности переработки грузов на существующих мощностях, силами порта предусмотрено строительство перегрузочного комплекса генгрузов открытого хранения - мощностью 1,2 млн. т в год (причал №9); строительство аналогичного комплекса на причале №10 - 1,2 млн. т в год; строительство комплекса по переработке угольных грузов - 10 млн. т в год; реконструкция комплекса по перегрузке строительных грузов - до 1 млн. т в год (причал №38); строительство специализированного экспортно-импортного перегрузочного комплекса навалочных грузов (уголь, руда) - 4,4 млн. т в год (причалы №№ 7, 9). Объемы инвестиций порта в эти проекты оцениваются приблизительно в $310 млн. По словам начальника порта Юрия Крука, выручка порта в I квартале текущего года - 353,7 млн. грн., чистая прибыль - 164 млн. грн., это позволяет надеяться, что финансирование на проекты найдется.
Правда, это не все инвестиции порта - один из этапов проекта развития предполагает проведение дноуглубительных работ для доведения глубин с 15 до 19 м, стоимостью 3 млрд. грн. Это даст возможность принимать практически все суда грузоподъемностью до 150 тыс. т типа Capesize. Вероятнее всего, эту сумму выделят из госбюджета.
Остальные комплексы предполагается построить за счет инвесторов, хотя еще не ясно кто именно будет финансировать эти проекты. Министр транспорта и связи Иосиф Винский четко дал понять - государство интересует только вопросы безопасности, эксплуатации гидротехнических сооружений и обеспечение проводок судов в акватории порта. Все что находится на земле, в тылу причалов, - дело частных компаний.
Но, вопрос с какими именно компаниями будут сотрудничать остался открытым. Известно только что основной приоритет сейчас отдается компании «Трансинвестсервис», которая считается сферой интересов группы Константина Живаго. За последние несколько лет компания построила три причала (15-й, 16-й и 17-й), где обрабатываются зерновые, рудные и минеральные грузы. Сейчас ведется строительство угольного и еще одного рудного причалов (18-й, 19-й, 20-й причалы).
Предполагается, что данные причалы обеспечат объемы перевалки в размере 6 млн. т российского угольного экспорта, с возможностью роста в перспективе до 13 млн. т. Этот грузопоток компания рассматривает как наиболее устойчивый, исходя из условий нынешнего экономического кризиса. По расчетам компании, валовая производительность погрузки экспорта составит до 60 тыс. т в сутки. Второй проект «Трансинвестсервиса» - строительство контейнерного терминала на причалах №21, 22, 23. Мощность терминала 1,5 млн. TEU в год. Сегодня, уже выполнены дноуглубительные работы с доведением глубин до 16,5 м, и начато строительство комплекса. На строительстве освоено порядка $100 млн. В дальнейшем, планируется достроить к данному комплексу еще один причал. Сейчас ведется согласование проекта. На терминале будут обрабатывать суда вместимостью 12 тыс. TEU. Как отмечают в компании, мощности терминала позволят в будущем на равных конкурировать с Ильичевским и Одесским контейнерными терминалами. Специально под проект предполагается построить и отдельную железнодорожную станцию, пропускной способностью 1,5 тыс. вагонов в сутки.
Еще один проект «Трансинвестсервиса» - строительство комплекса по приему судов типа ро-ро. На нем единовременно смогут разместиться 2,5 тыс. автомобилей. Комплекс в начале расположат на существующих площадях, а в перспективе не исключается, что под него построят 25-й и 26-й причалы. Правда, возможно, что данные причалы станут предметом судебных разбирательств. Дело в том, что не так давно в ряде одесских СМИ были размещены объявления о продаже участка или создании СП по перевалке грузов как раз в районе 25-26-го причалов.
Развитие 34-го также сопряжено со скандалами. Здесь столкнулись интересы сразу нескольких структур. Предполагается, что в районе причала ООО «Бориваж» построит комплекс зерновых грузов мощностью 2 млн. т в год. Там же, планирует развивать мощный комплекс по переработке тропических масел совместное украино-сингапурское предприятие "Дельта Вильмар СНГ".
Первую структуру, в 2008 г., обвинили в незаконном начале строительства причала. Руководство компании заявило, что имеет все разрешительные документы, более того, в 2007 г. Минтранссвязи своим решением включило предприятие в план перспективного развития МТП «Южный» и согласовало все документы на строительство. Пикантность ситуации заключается в том, что инвестором и учредителем компании «Бориваж» является группа «Приват».
Что касается второго проекта, то «Дельта Вильмар СНГ» - совместное предприятие сингапурской компании Delmar Pte Limited (80%) и украинского торгового дома «Хлебная гавань» (20%), также, имеет весьма амбициозные планы построить комплекс, стоимостью порядка $60 млн., по переработке тропических масел. Основная проблема заключается в том, что на два комплекса приходится один причал, и при подходе одновременно двух судов, для каждого из комплексов, кому-то придется стоять в очереди. Вероятнее всего, проблема решиться с вводом в строй причалов №35-37.
Самая загадочная судьба причалов №12-14, которые будут обслуживать т.н. «порт Вера». Шесть лет назад выяснилось, что некие бизнесмены смогли получить право на землю рядом с портом «Южный» под строительство собственных терминалов. Площадь участка была сопоставима с территорией самого порта. Инвесторы неоднократно представляли проекты строительства терминалов, но каждый раз выяснялось, что существуют проблемы с инвестициями.
Представлявшиеся проекты предполагали строительство частного портового комплекса, в составе трех контейнерных терминалов, и одного для генгрузов, на земельном участке площадью 132 га. Сумма инвестиций - порядка $270 млн., Годовая пропускная способность контейнерного терминала должна была составить 720 тыс. TEU с возможной перспективой ее увеличения до 1,5 - 1,6 млн. TEU (мощности аналогичные проекту «Трансинвестсервиса»). Терминал генеральных грузов и ро-ро должен обеспечить переработку в объеме 1,1 млн. т в год, или 31,2 тыс. автомашин.
Руководство Минтранссвязи неоднократно заявляло, что все представленные проекты не более чем прожекты. Но, до сих пор, дела находятся в судах разных инстанций и продвигаются вяло. Комментируя по просьбе tbu.com.ua ситуацию с данным проектом Юрий Крук заявил, что в принципе порт согласен договориться с руководством данной структуры о сотрудничестве, лишь бы они представили «вменяемый» бизнес-план и действительно начали инвестировать в развитие инфраструктуры. «На протяжении шести лет мы видим разные проекты, но ни один из них не был реализован, мы готовы к сотрудничеству, но пускай они, наконец, все таки хоть что-то сделают», - заявил Ю.Крук.
Анна Середенко