Польский опыт: дороги за счет ЕС

Европейский инвестиционный банк предоставит Польше займ в размере €565 млн. для строительства двух участков кольцевой дороги вокруг Варшавы. Эти средства покроют примерно 50% из €1,13 млрд. необходимых для проведения работ. Оставшаяся половина поступит из Национального дорожного фонда Польши (KFD) и структурных фондов ЕС.

Польские СМИ отмечают, что в последние месяцы финансирование для этого важного автодорожного проекта было сложно привлечь вследствие кризиса. Ответственным за его реализацию назначен Генеральный директорат национальных дорог и магистралей Польши (GDDKiA), получателем средств ЕИБ выступит Мазовецкое воеводство. Примечательно, что согласно предыдущему инвестиционному плану, кредит должен был покрыть 70% работ, однако впоследствии договорились о 50%.

Финансирование со стороны ЕИБ дополнит гранты ЕС на данное строительство, включая и предварительное финансирование, что позволит ускорить начало выполнения этого инфраструктурного проекта, который многие эксперты называют на данный момент «первым по важности» для Польши. Как предполагается, новая кольцевая дорога должна частично решить теперешние проблемы с перегруженностью дорог столицы страны и округа, улучшив также транспортное сообщение с другими регионами. «Варшавская развязка является самым важным узловым пунктом транспортной системы Польши. Новые участки кольцевой дороги вокруг Варшавы внесут свой вклад в модернизацию приоритетных транспортных сообщений Варшавы с остальной Польшей», - заявила Марта Гажецка, вице-президент ЕИБ по инвестированию в восточноевропейском регионе.

Она добавила также, что благодаря реализации проекта появится дополнительный мостовой переход через Вислу и улучшенный доступ к аэропорту Варшавы. Должна измениться в позитивную сторону и экологическая ситуация, так как дорожное движение частично переместится за пределы городских улиц. Президент Ассоциации транспортной интеграции Варшавы (SISKOM) поддерживает данное мнение, считая, что кольцевая дорога позволит значительно уменьшить транспортную нагрузку на столицу. «Тяжелые грузовики, составляющие 3-5% дорожного потока, который сейчас проходит через город, смогут объезжать центр», - сказал он. По его оценкам, около 70% грузового транспорта теперь смогут ехать «хоть и дальше, но намного быстрее».

Два участка дороги длиной 29 км, к западу от Варшавы, будут иметь пересечения с трансъевропейскими транспортными коридорами по таким направлениям, как Хельсинки (Финляндия), Берлин (Германия), Нижний Новгород (РФ), Острава (Чехия). Общая длина кольцевой дороги в будущем составит 84 км.

По мнению местных аналитиков, Польша нуждается в финансовой помощи и для реализации других крупных инфраструктурных проектов, так как по европейским меркам в стране не хватает дорог и трасс достойного уровня. Поэтому ЕИБ намерен также предоставить стране кредит в размере €1,2 млрд. на строительство оставшейся части трассы А2, ведущей к границе с Германией. Этих денег должно хватить на 70% стоимости проекта.

Польское Министерство инфраструктуры и компания Автострада Велкопольска уже внесли изменения в контракт по данному проекту. По новому документу компании дается добавочное время до 30 июня для переговоров с банками, кредитующими строительство участка трассы А2 между Новым Томышлем и городом Свечко на западной границе страны. Этот участок длиной более 100 км должен быть готов к 2011 г. Планируется, что работы начнутся в III квартале 2009 г.

Следует отметить, что это первый случай серьезного участия ЕИБ в частном или концессионном дорожном строительстве в Польше. Банк является основным кредитором проекта, однако продолжаются переговоры и с коммерческими банками по поводу оставшейся части необходимой суммы.

При этом предоставление средств на инфраструктурные проекты в Польше было оговорено еще в начале года. В феврале президент ЕИБ Филипп Майштадт заявил, что банк готов предоставить стране займов на сумму €3,5-4 млрд. - как прямых, так и польским банкам. Это произошло после его встречи с польским премьер-министром Дональдом Туском в Брюсселе во время саммита ЕС по поводу экономического кризиса.

По словам главы ЕИБ, банк «склонен» финансировать польские проекты. «В прошлом году мы предоставили Польше кредит в размере €2,8 млрд. - это означает, что на данный момент Польша является основным получателем кредитов Европейского инвестиционного банка среди новых стран-членов ЕС, и мы планируем увеличить данные цифры в этом году», - заявил он.

Д.Туск, в свою очередь, отметил, что средства будут направлены на конкретные инфраструктурные проекты, и что они предоставляются на намного более выгодных условиях, чем предложенные коммерческими банками. «Это особенно важно в тех сферах, где коммерческие партнеры не могут уложиться в поставленные сроки или, как в случае со строительством трассы А2, они начинают выходить из проекта», - заявил он.

Всего же, согласно данным ЕИБ, за последние девять лет (до конца 2008 г.) банк подписал в Польше финансовых контрактов на €15,5 млрд., из них по дорожному строительству – на сумму около €6,7 млрд.



Евгений Шевчук

Все права защищены © Транспортный бизнес 2008-2024

Перепечатка материалов сайта в полном или сокращенном виде только с письменного разрешения редакции.
Для интернет-изданий при перепечатке обязательна гиперссылка www.tbu.com.ua