Сегодня складывается впечатление, что пресс-служба МИУ превратилась из информационного департамента в личное PR-агентство министра.
Около трех лет назад в силу профессионального интереса начал откладывать в специальный файл все материалы, опубликованные в открытой морской периодике посвященные опыту самых различных стран мира в вопросах приватизации и концессии портов, государственной поддержки портового бизнеса, географических преимуществ и конкуренции, размерах инвестиций в наиболее интересные проекты, самых различных рисках потенциальных инвесторов, государственно-частном партнерстве в портовых проектах, роли создаваемых в портах свободных экономических зон, программах Евросоюза по финансированию портового сектора, основных игроках терминального бизнеса и т.д.
В силу очерченного круга вопросов и их соизмерения с начавшейся в 2013 г. портовой реформой в Украине, представляется, что подобранные материалы могли бы быть интересны для широкой морской общественности нашей страны. Естественно, что накопленный за три года информационный массив невозможно втиснуть в рамки одной статьи. Поэтому задумана серия статей, первая из которых была представлена вниманию читателей в мартовском номере журнала «Порты Украины». Для апрельского номера того же журнала подготовлена публикация «Лицом к морской отрасли», рассказывающая о том, насколько комплексно и целеустремленно подошло к этому вопросу сформированное летом 2014 г. новое правительство Индии.
Из опубликованных в последнее время в украинской периодике материалов, касающихся портовой реформы внимание на себя обращает серия интервью Министра инфраструктуры Андрея Пивоварского. Из этих интервью министра следует, что вопрос передачи в концессию морских торговых портов Украины, в том числе и порта «Южный» пока только «обсуждается в ходе развернутой в Мининфраструктуры дискуссии». Не исключено, что «может, придем к тому, что ничего не нужно делать, может какой-то порт надо отдать в концессию, или в аренду, или продать, или совместное предприятие сделать». При этом А.Пивоварский пообещал, что «подготовка любого решения по портам будет публичной и открытой», отослав всех желающих получить информацию на веб-портал Мининфраструктуры либо его персональный блог.
В силу укоренившихся привычек мне как-то ближе официальный сайт министерства, тем более, что к личному блогу министра, честно говоря, мне так и не удалось подступиться. Поэтому, не преминув воспользоваться советом профильного министра, и неоднократно заходя на портал МИУ в течение февраля - марта 2015 г. обнаружил весьма неприглядную картину.
Так, в разделе «Реформа морских портов» последние материалы подраздела «Общая информация» опубликованы еще 5 августа 2013 г., а подраздел «Обратная» связь в последний раз обновлялся в июне 2012 г. и отсылает вас к уже несуществующему «Департаменту государственной политики в сфере морского и речного транспорта». Наиболее содержательный подраздел «Инвестиционные проекты» датирован 21 октября 2013 г. и содержит информацию для потенциальных инвесторов, представленную в виде презентации на шести страничках, четыре из которых можно смело отнести к разряду картинок. Из информации, представленной на оставшихся двух страницах основную смысловую нагрузку для инвесторов несет разъяснение, о том, что разработанные назначенной Минифраструктуры конкурсной комиссией условия концессионного конкурса сначала должны быть согласованы с Министерством экономического развития и торговли, Министерством финансов и Министерством юстиции, а затем - рассмотрены и согласованы с КМУ. При этом в качестве контактного лица для заинтересовавшихся инвесторов приведены координаты работавшего в то время и курировавшего морскую отрасль зам. министра.
Примечательно, что эта же презентация приведена и на сайте АМПУ только в качестве контактного лица выступает уже чиновник среднего уровня. Хотя если учесть, что вопросами стратегии развития морской отрасли Украины в составе Мининфраструктуры теперь занимается не департамент или управление, а всего лишь отдел, то этот уровень можно оценить и как весьма высокий.
В подразделе «Нормативно-правовая база» последний документ датирован уже январем 2014 г. и это приказ №20 МИУ «О передаче в концессию имущества ГП «Морской торговый порт Южный» и ГП «Администрация морских портов Украины» и осуществление мероприятий по проведению концессионного конкурса». В приказе №20 четко расписано кто и что должен делать с указанием конкретных сроков. Прошло более года, данный приказ вроде бы никто не отменял (во всяком случае, на портале нет такой информации). Но, только теперь возникли сомнения, а нужна ли концессия вообще и не следует ли поискать какие-то иные формы. Удивительная и очень характерная для нашей страны преемственность и последовательность действий.
Хочется попросить профильного министра, чтобы он распорядился хотя бы регулярно обновлять официальный портал Мининфраструктуры. Поскольку предполагается, что этот сайт посещают и потенциальные инвесторы отрасли. Думаю, что это не так сложно сделать, особенно если учесть постоянные ссылки министра на своих экспертов, от которых, кстати говоря, пора уже тоже что-то услышать. И это задача пресс-службы министерства. Не хочу никого обидеть, но сейчас складывается впечатление, что пресс-служба МИУ превратилась из информационного департамента в личное PR-агентство министра и его первого заместителя.
Новый министр своим динамизмом вызывает искреннюю симпатию, учитывая количество проблемных вопросов накопившихся в сфере транспорта. Весьма импонирует и решение А. Пивоварского назначить Юрия Васькова на должность замминистра, который будет курировать портовую отрасль Украины. Такой шаг можно только приветствовать. В отличие от профильного замминистра образца 2012 - 2013 гг., назначенного по клановому принципу и весь этот период защищавшего интересы откомандировавшего его клана, у Ю.Васькова есть и высокий профессионализм, и опыт и авторитет в отрасли. Сразу после его назначения пребывавшее более года в состоянии весьма похожем на зимнюю спячку АМПУ, вдруг «прорвало» и появились весьма дельные инициативы.
И, исходя из заявлений профильного министра и его заместителя, сделанных на прошедшем в Одессе 26 марта «Национальном морском рейтинге Украины» портовую отрасль страны все-таки ждут реформы. Хотелось бы их реально увидеть в ближайшее время. Чтобы они не затягивались, как принимавшийся более 10 лет Закон Украины «О морских портах». Чтобы на следующем «морском рейтинге», вместо озвученного рядом награждаемых «не благодаря, а вопреки», наконец прозвучало: «благодаря инициативам и усилиям Мининфраструктуры…». И чтобы, зайдя на официальный сайт МИУ, можно было найти свежую информацию о проводимой реформе, а не знакомиться с событиями годичной давности.
Валерий Кожевников