Объединение «Антонов»: круговорот идей в Минпроме

На прошлой неделе высшие руководители Минпромполитики в очередной раз прокомментировали планы по реформированию авиапрома Украины.

Так, первый замминистра промышленной политики Виталий Немилостивый заявил о том, что госконцерн «Авиация Украины» будет существовать до корпоратизации отрасли. А это, по его прогнозам, может произойти через несколько лет. Затем корпоратизированные/приватизированные предприятия авиапрома смогут объединяться на рыночных условиях. «Этот концерн нет смысла акционировать. Он представляет собой компанию, в уставный фонд которой несколько заводов перечислили деньги. У него нет ни интеллектуальной собственности, ни промышленной собственности, ни основных фондов, ничего. Это просто управляющая компания, которая продолжит свою работу, пока не будут акционированы предприятия авиапромышленности».

До этого предприятия авиаотрасли должны путем эмиссии акций создать новые хозяйствующие субъекты, которые возьмут на себя те функции, которые сейчас призван осуществлять концерн. Кроме того, Украина должна открыть свою авиапромышленность для иностранных инвестиций, чтобы расширить рынки сбыта. «Авиастроение - это капиталоемкая отрасль, соответственно, для ее продукции нужен большой рынок сбыта. На данный момент наш авиапром - самый закрытый в мире», - заявил он. По его словам, нигде сейчас нет государственного авиапрома, везде он существует в виде коммерческих компаний, даже в Китае и РФ - это акционерные корпорации, с большей или меньшей долей государства.

«Это акционерные общества, которые имеют возможность привлекать инвестиции, партнеров. А у нас авиапром полностью закрытый, - говорит первый замминистра. - Если мы его закрыли, то почему нам должен кто-то открывать свои рынки? Мы никого не пускаем в свой авиапром, и, соответственно, нас никто не пускает на свои рынки».

Поэтому первый риск для нашей авиапромышленности, по мнению В.Немилостивого, это закрытость отрасли, у которой емкость рынка меньше, чем возможности производить продукцию. Первый замминистра промполитики считает, что запуск в отечественный авиапром серьезных игроков откроет нашей отрасли доступ к фактически неограниченным финансовым ресурсам, к сырьевым запасам, и, самое главное, рынкам сбыта.

По его словам, решение коллегии министерства о реформировании отрасли было поддержано на всех уровнях - и Кабмином, и СНБО. Это решение поддерживают все ведущие специалисты авиастроительной отрасли, все руководители предприятий и отраслевой профсоюз в том числе. «То есть мы на правильном пути», - заявил В.Немилостивый.

Однако его шеф, министр промполитики Владимир Новицкий буквально через два дня сообщил новость, несколько отличающуюся по содержанию. «Мы продолжаем работу над созданием концерна, в котором будут 4 предприятия», - сказал он. Так, по его словам, в состав обновленного концерна войдут Харьковское государственное авиационное производственное предприятие (ХГАПП), Киевский авиационный завод «Авиант», завод № 410 гражданской авиации, и АНТК им. О.К.Антонова. В настоящее время проект постановления о создании госконцерна «Антонов» и его устав находится на межведомственном согласовании.

Кстати, в череде победных реляций и грандиозных перспектив, озвученных на пресс-конференции 19 сентября 2008 г. министром, не обошлось и без откровенного «ляпа», который в устах ответственного чиновника не мог не вызвать, по меньшей мере, сомнение во всех предыдущих тезисах. Заявлено было буквально следующее: «Среди самолетов, которые будут выполнять полеты в рамках салона «Авиасвит-XXI», будет и первый серийный Ан-148». Всем, имеющим отношение к авиационной отрасли Украины, известно, что самолет с бортовым номером UR-NTA действительно подготовлен специалистами АНТК для передачи лизинговой компании в дальнейшую эксплуатацию. Но при этом он продолжает оставаться (и останется навсегда!) первым опытным самолетом этого типа. Почему же уважаемый министр, который с незначительными перерывами трудится в сфере промышленности не первое десятилетие, оказался не в курсе столь очевидных вещей?

К сожалению, весьма поверхностные знания об истинном положении дел в подчиненной отрасли стали уже «доброй» традицией Минпромполитики. Годом ранее предшественник В.Немилостивого на должности первого замминистра Владимир Рыжов в статье «Куда летим» аналитического делового еженедельника «Чистая прибыль» №1 от 25 октября 2007 г. «отметился» следующей фразой: «В Украине государство подключилось к проекту Ан-148 тогда, когда три (!) опытные машины уже летали». Для справки читателям и руководителям министерства промышленной политики Украины - до сего дня по-прежнему в природе существует лишь два опытных летных образца данного летательного аппарата.

В общем, не везет Ан-148 с министерскими специалистами. Хотя они могли бы делать выводы, ориентируясь на предшественников. Вот как звучали перспективы развития отрасли от В.Рыжова: «Есть несколько непреложных моментов, без которых не будет перспективы. Это акционирование авиастроительных НИИ, КБ и предприятий. Причем не порознь, а в составе двух, трех или четырех компаний - все надо рационально просчитать. Сколько у нас есть времени на все это? Думаю - лет пять, не больше. Причем акционирование нужно провести в ближайший год».

Год прошел… Значит ли это, что теперь нам осталось лишь «года четыре»? Обратный отсчет продолжается?

Очевидно, что рынок рынком, но ни одно предприятие (в лице их руководителей) не может себе позволить какую-либо жесткую реакцию по отношению к действиям или бездействиям Кабмина или министерства - либо осуществляется полноценная поддержка утвержденных ими же проектов, либо работы ввиду нехватки средств прекращаются. В сложившихся условиях вертикали власти такие смельчаки будут окончательно лишены госфинансовой поддержки, а высвободившиеся средства будут к радости других предприятий переданы на их проекты.

Таким образом, формальное или неформальное закрытие любого проекта приветствовалось бы «голодающими» коллегами, так как бюджетных средств явно недостаточно для выполнения всех программ. А бизнес, как мировой, так и национальный по-прежнему не заинтересован в инвестициях в отрасль. Ну а если с бюджетным финансированием стало туго, то вопрос о банкротстве не за горами. У обоих украинских серийных заводов долгов «выше крыши», зарплаты платят кредитами, за которые потом тоже надо расплачиваться, а выделенных займов от государства не хватает даже на производственный процесс. В итоге, каждый решает свои личные проблемы, мало связанные с авиапромом.

При этом государство в лице руководства министерств фактически отказывается от ответственности за развитие отрасли с заменой этой важнейшей функции на эфемерное «участие». Что-то вроде оказания гуманитарной помощи. С одной стороны это объяснимо, а кто возьмется при отсутствии необходимых средств? Но это означает лишь одно - от закрытия любого проекта никто, кроме компании, стремящейся выполнить проект, не пострадает. Более того, такие компании систематически подвергаются угрозам закрытия не обеспеченного ресурсами проекта. Чиновникам ведь все равно, будет самолет или нет, а высвобождающиеся при закрытии проекта средства нужны другим.

Уже фактически сложившаяся в Украине и предлагаемая системы управления авиапромышленностью, финансирования и ответственности направлены не на создание новых самолетов, а на свертывание проектов с заменой реальных, производящихся и летающих самолетов, на «бумажные прожекты». Деньги те же, а хлопот меньше. Ответственность-то будет лежать на неопределенных структурах (концерн, корпорация и пр.), а фактически - ни на ком.

К сожалению, всем украинским программам создания новых самолетов свойственны одни и те же пороки: завышенные оценки прогнозов рынка вначале, недостаточный объем финансирования проектных работ, вызывающий растягивание сроков и отклонения от заявленных технических характеристик, слабое планирование и обеспечение производственных возможностей. Поддержанию этого порочного круга способствует, главным образом, отсутствие распределения ответственности сторон за реализацию программ и непрерывного госконтроля. В украинских реалиях до сих пор финансирование любого проекта через госбюджет становилось ничем иным как освоением денег в расчете на то, что то же государство в будущем спасет от банкротства. То, что у соседей-россиян ситуация аналогичная, только масштабы побольше, успокаивать не должно. Расплатиться за бездарность всех «красных», «оранжевых», «бело-голубых» и прочих «командиров» предстоит украинским налогоплательщикам.

Кстати, В.Немилостивый сделал еще одно «программное» заявление: «В Украине на базе Закарпатского вертолетного объединения будет создан вертолетостроительный консорциум. Целью этого объединения является серийное производство в Украине легкого вертолета. Вхождение предприятий в консорциум будет происходить на добровольных началах, министерство курирует этот процесс, но не вмешивается в него». Он также высказал надежду, что в 2009 г. государство изыщет средства на финансирование проекта, целью которого является начало серийного производства украинского вертолета в 2012 г. Show must go on?



Александр Яровой

Все права защищены © Транспортный бизнес 2008-2024

Перепечатка материалов сайта в полном или сокращенном виде только с письменного разрешения редакции.
Для интернет-изданий при перепечатке обязательна гиперссылка www.tbu.com.ua