Новые «ямы» на пути зернового экспорта

Контролирующие органы изобретают новые схемы относительно «честного» отъема денег у экспортеров.

До сентября 2012 г. экспортеры зерновых культур и продуктов их переработки сталкивались с проблемой простоя судов (от 3-х до 5-ти сут.) при оформлении экспортного сертификата качества, выдаваемого ГХИ на всю судовую партию (а это суда грузоподъемностью от 30 тыс. т).

В сентябре прошлого года Кабмин отменил обязательную сертификацию качества зерна при перевозках внутри Украины и исключил экспортный сертификат качества ГХИ из перечня обязательных документов, предоставляемых в таможенные органы, для выпуска груза за таможенную границу Украины. Данное постановление было воспринято как вполне объяснимое действие со стороны Кабмина, поскольку, действовавшая ранее норма выглядела, как минимум, нелогично. Ведь при экспорте вначале оформлялся сертификат на каждую единицу автотранспорта или вагон (150-200 грн.). Затем при доставке в порт на тот же самый груз оформлялся сертификат при погрузке на судно (1,25-1,5 грн/1 т).

6 декабря 2012 г. Кабмином принимаются изменения и дополнения к Закону Украины «О зерне и рынке зерна в Украине», цель которого обозначена в преамбуле данного документа, а именно: «… Закон направлен на создание правовых, экономических и организационных условий конкурентоспособного производства и формирования рынка зерна для обеспечения внутренних потребностей государства в продовольственном, семенном и фуражном зерне, наращивания его экспортного потенциала».

В январе 2013 г. данные изменения в закон «О зерне и рынке зерна в Украине» вступили в силу. И, что стало большой неожиданностью для экспортеров, к продуктам переработки, подлежащим обязательному платному контролю со стороны центроргана исполнительной власти, который реализовывает госполитику в сфере досмотра (контроля) в агрокомплексе добавились такие продукты переработки как шрот и макуха.

Контроль выполнения данного закона начали осуществлять не при выходе груза с перерабатывающих предприятий, зернохранилищ и пр. (ведь речь идет о сертификатах на груз, перемещаемый по территории Украины), а непосредственно при въезде в порты, что привело к длительным простоям десятков фур, срыву погрузки судов.

Учитывая тот факт, что в порты поступает груз, который следует на экспорт, то нововведение значительно повлияло и на финансовую составляющую, которая полностью ложится на сельхозпроизводителя. Это официальные расценки, утверждены постановлением КМУ №599 от 09 июля 2011 г.

В отношении непосредственно экспорта, вышеописанная обязательная сертификация выглядит нонсенсом. Лучшего контролера качества, чем иностранный покупатель найти сложно. Да и контролирующие органы стран-импортеров также не остаются в стороне, ведь в мировой практике контроль качества зерна определяется не сертификатом качества, выданным украинским экспортером и/или госорганом, а сертификатом качества, выдаваемым независимыми сюрвейерскими лабораториями, аккредитованными по ISO и FOSFA.

Если же государство Украина, так беспокоится о своем имидже, в части поставок качественной продукции на мировые рынки, то есть много других сфер применения такой заботы. Прежде всего, в части наведения порядка с «творчеством» контролирующих органов.

Очередным примером, такого творчества стала информация, что в Одесском, Южном и Ильиечвском портах отныне станет проще работать, если заключить договор с ООО «Южтранзит». Как сообщили, «Транспортному бизнесу» представители ряда транспортно-экспедиторских компаний, по закону для получения сертификата предусмотрено три дня. С помощью этой фирмы можно уложиться в несколько часов.

Эта компания, берет на себя обязательства: организовать мероприятия по оформлению сертификатов качества, организовывать отбор проб; доставку проб в лабораторию для проведения исследований; получать сертификаты; передавать полученные сертификаты «Заказчику»; представлять интересы Заказчика в государственных организациях Украины, а также в других организациях связанных с исполнением обязанностей по данному договору.

За «организацию сертификации» необходимо уплатить 8 грн. за 1 т. С учетом других «услуг», дополнительные расходы составят около $2 за т. В других регионах ситуация такая же как в Одессе. Несложно посчитать, что при годовом объеме экспорта зерновых примерно в 25 млн. т, этот ненавязчивый сервис обойдется экспортерам в дополнительные $50 млн. в год.

Можно, конечно, попытаться провести сертификацию самостоятельно. Но тогда это будет один из немногих примеров того, что в Украине законы иногда соблюдаются. В данном случае в части соблюдения трехдневного срока на сертификацию. А если судно уже стоит под погрузкой, то несложно посчитать, что выгоднее - простой судна или новый формат сервиса от Госсельхозинспекции.



Василий Бондарь

Все права защищены © Транспортный бизнес 2008-2024

Перепечатка материалов сайта в полном или сокращенном виде только с письменного разрешения редакции.
Для интернет-изданий при перепечатке обязательна гиперссылка www.tbu.com.ua