Нефтяные гавани поглотил «транзит на ввоз»

Месяц назад, разгрузка британского танкера Max Schulte в Феодосии, открыла новую эру в отечественной «дальней» перевалке нефтепродуктов - с 30 по 2 ноября этот танкер выгрузил 29,9 тыс. т транзитного дизтоплива, которое поступило в Украину из далекой Индии.

По данным Госпогранвойск, отправил груз Джамнагарский НПЗ индийского нефтяного гиганта Reliance Petroleum Ltd. Указанный завод и корпорация являются почти полной собственностью Мукеша Амбани. После смерти отца в 2009 г., Forbes оценил его состояние в $17 млрд., и назвал богатейшим гражданином Индии. Вторым по богатству является его младший брат Анилу Амбани - $16млрд.

В Украине, благодаря конфликту вокруг реприватизации «Криворожстали», в качестве самого богатого индуса долго фигурировал главный стальной барон мира Лакшми Миттал, декларирующий личный капитал в $28млрд. Но Лакшми Миттал давно гражданином Индии не является. Он отличается от Амбани и прочих «сверхмиллиардеров» индийских династий-налогоплательщиков. Головной офис Миттала-старшего уже давно ушел из Индии в оффшорный Лондно-сити, а затем был переведен в Ирландию. До украинцев только к 2007 г. дошло, что «Криворожсталь» приобрел даже не дочерний британский, а внучатый германский филиал глобальной империи компании Mittall Steel.

Исходя из таких «корпоративно-исторических» тонкостей, появление в Украине танкера от сугубо индийской корпорации Reliance Petroleum Ltd посеяло легкую панику на рынке. Поскольку абсолютно неизвестные на нашем рынке братья Амбани, - это нефть по всему миру на $35 млрд. В то же время, известная в Украине семья Миттал, это чугун и ирландский офис с $28 млрд. Империя Миталл растет медленно. А Reliance Petroleum растет быстро. Ей принадлежит 5 из 7 крупных индийских НПЗ. А Джамнагарский НПЗ с 2011 г. вышел на годовую мощностью в 33 млн. т, и стал третьим в мире по мощности.

Исходя из таких обстоятельств, официально не анонсированная главной нефтекомпанией Индии, транзитная поставка в Украину, давала повод для напряженности. Дело в том, что украинская статистика рынка нефтепродуктов до сих пор фиксировала всего лишь несколько редких примеров поставок нефтепродуктов с таким длинным транспортным плечом, как Индия.

Причем, в отличие от груза танкера Max Schulte, все эти дальние завозы были импортными, а отнюдь не транзитными. Первыми из них, считаются, начатые много лет назад, железнодорожные импортные поставки дизтоплива в Украину с Ферганского НПЗ, Узбекистана. Кроме этого, около года назад на рынке было зафиксировано несколько небольших сделок по ввозу нефтепродуктов в Украину с НПЗ, расположенного на юге США.

В этот же период, в Керчь, через Волго-Донский канал, начался ежегодный импорт по 20-30 тыс. т дизтоплива в год с Туркменбашинского НПЗ Туркменистана. Но, как и в случае с импортом из Узбекистана и США, эти поставки тоже не были транзитными. По неофициальным данным, сторонами туркменских поставок выступали керченская компания «ТЭС-Терминал», а также генеральный дилер туркменского завода, компания EMEX Turkmenistan.

На фоне всех этих дальних импортных поставок, ныне появившийся в Феодосии сверхдальний транзит из Индии вызвал неоднозначную реакцию в СМИ. Наиболее радикальные комментаторы заподозрили предприятия, принявшие участие в индийском транзите, в факте скрытого перемещения товара через границу. Заголовки киевской прессы запестрели обвинениями в беспрецедентной для Украины «нефтяной контрабанды танкерами». Она, в отличие от административных нарушений (занижения таможенной стоимости, нарушение таможенных и других правил), предполагает не штрафы, а криминальную ответственность, плюс конфискацию всего имущества.

Словом, разница между административным недовывозом/недооценкой транзита и криминальной контрабандой большая. Понимая ее, нынешние критики первой поставки в Украину нефтепродуктов из Индии отметили, что приняла транзит танкерной партии российская компания ТД «Альматея». Разгрузился танкер на ГП «Феодосийское государственное предприятие по перевалке нефепродуктов». По украинской нормативной базе и законодательству, имущество этого ГП принадлежит ФГИУ, находиться в управлении Минтопэнергоугля Украины, и передано в долгосрочное пользование Республиканскому комитету по топливу, энергетике и инновационной политике.

По мнению большинства отраслевых экспертов, оба этих предприятия имеют более чем достаточно оснований для межведомственных проверок. Но защищать честь этих предприятий после появления критики в прессе вдруг бросились не представители налоговой, а Гостаможслужбы. Представитель ГТСУ, комментируя конфликт вокруг танкера Max Schulte, заявил, что оснований для подозрения в нарушении транзита в Феодосию пока что нет.

В этом утверждении представителя ГТСУ пока что заключается некий парадокс. Он состоит в том, что в Украине Гостаможслужба - это лицо, которое пока что, очевидно, заинтересовано в долгосрочном спорном транзите. Споры и всякие тяжбы предполагают складирование транзитного товара на условиях таможенного хранения до момента урегулирования. Это обещает ГТСУ твердый бюджетный доход, не учитываемый, ни в каких планах (решения судебных инстанций в планах не учтешь). С этой позиции, вполне возможно, что малопонятный с точки зрения легального бизнеса сверхдальний транзит через Феодосию будет продолжаться.



Андрей Старостин

Все права защищены © Транспортный бизнес 2008-2020

Перепечатка материалов сайта в полном или сокращенном виде только с письменного разрешения редакции.
Для интернет-изданий при перепечатке обязательна гиперссылка www.tbu.com.ua