Нефтяной сектор Украины вернулся в «лихие» 90-е годы?

Для нефтяного рынка Украины октябрь 2011 г. станет знаковым - в конце месяца стало известно о подготовке к смене собственника одного из крупных предприятий украинской нефтепереработки, ПАО «Лукойл - Одесский НПЗ».

20 октября о начале переговоров о продаже этого предприятия заявил вице-президент «Лукойла» Геннадий Федотов. 25 октября это заявление уточнил глава компании Вагит Алекперов. По его словам, ныне начаты переговоры не о продаже, а о процессинге: перспективе долгосрочной загрузки Одесского НПЗ нефтью, которую предоставят сторонние «Лукойлу» нефтекомпании.

В.Алекперов заявил, что переход на процессинг является вынужденной мерой. У владельцев Одесского НПЗ не осталось другого выхода, поскольку завод уже два года кряду изолирован от основных трубопроводных путей снабжения. Этими путями являются нефтепроводы Броды - Одесса и Кременчуг - Одесса. Последний из них двухниточный - не доступен «Лукойлу» с 2009 г.

Его основная, «северная» нитка, традиционного загружена поставками транзитной нефти. Этот ресурс идет по маршруту Мичуринск – Кременчуг - Одесса для дальнейшей перевалки на танкеры в Одесской нефтегавани компании ЗАО «Синтез Ойл», которая принадлежит группе «Приват». Другая нитка, - «южная», также давно недоступна «Лукойлу». С 2009 г. она была загружена поставками иракской тяжелой нефти сорта Kirkuk для Кременчугского НПЗ, принадлежащего той же группе «Приват».

Позже, вместо нефти Kirkuk, через МТП «Южный» в Кременчуг начали идти поставки нефти CРC bland из Новороссийска. Затем, к 2010 г., завод «Привата» начал снабжаться по маршруту Одесса - Кременчуг из порта Поти, через «Южный», нефтью другого сорта - Sobco. Ее поставляла азербайджанская госкомпания Socar. Словом, «Лукойлу» в обеих нитках трубопровода Одесса - Кременчуг не находилось места.

В сложившихся условиях у Одесского НПЗ, остановленного в 2008 г. на модернизацию, не оставалось другого выхода, кроме как рассчитывать на использование альтернативного маршрута - трубопровода Броды - Одесса. Но прокачка по нему в Одессу на 150-200% длиннее, чем по маршруту Мичуринск – Кременчуг - Одесса. Ввиду такого нюанса, в 2010 г. представители «Лукойла» объявили, что условие использование этого длинного маршрута отодвигает Одесский НПЗ за грань рентабельной работы.

В Украине такой подход породил критику. Позиция российской нефтекомпании выглядела непонятной для Киева, поскольку на отвергнутом ею маршруте Броды - Одесса, в Калуше Ивано-Франсковской области, работает принадлежащий «Лукойлу» нефтехимический комплекс «Карпатнефтехим». Этот комплекс до недавнего времени являлся крупнейшим в Украине потребителем дизтопива (около 1 млн. т в год). Однако, «Лукойл» отказался заказывать дизтопливо у конкурента, которым является расположенный рядом с Калушем Надвирнянский НПЗ все той же группы «Приват». Дошло до того, что к 2010 г. «Карпатфнефтехим» был вынужден перевести свое производство с потребления дизеля на сжиженный газ.

Учитывая такие тонкости, государственная трубопроводная монополия «Укртранснафта», к 2011 г., перестала «уговаривать» «Лукойл» согласиться на снабжение Одесского НПЗ по маршруту Броды - Одесса. Маршрут был законтрактован партнером «Привата» - азербайджанской компании Socar. С 2012 г. она обещает начать прокачку по 5 млн. т нефти в год из порта «Южный» по направлению на Броды и далее в Чехию, Венгрию и Словакию.

В результате всех этих перипетий, к осени 2011 г., Socar и «Синтез Ойл» стали считаться двумя основными претендентами на покупку «зажатого» Одесского НПЗ. Несмотря на уточнение В.Алекперова, о процессиноговой схеме, очевидно, что аренда или процессинг это почти всегда первый шаг к смене собственника.

Большинство украинских специализированных СМИ прогнозируют, что если передача Одесского НПЗ в процессинг состоится, то группа «Приват» сможет опереться на это предприятие, и продать свой Кременчугский НПЗ группе «Газпромнефть». Насколько вероятен такой сценарий, покажет время.

Выводы экспертов сводятся к тому, что состоявшаяся в 2011 г. тотальная смена системы снабжения большинства украинских НПЗ, становиться хорошей почвой для передела украинской нефтеперерабатывающей промышленности. Начиная с 2001-2002 гг., они работали преимущественно с прямыми поставками нефти от владельцев НПЗ или их партнеров. В этом же году заводы перешли на давальческую форму поставок, которая предполагает временный ввоз в Украину нефти для доработки и возврата за рубеж готовой продукции.

По-сути, по этой схеме, бензин на выходе из украинских НПЗ может оформляться как российский или азербайджанский экспорт в Украину. Если следовать такой логике, выходит, что Украина вернулась в период «лихих» 1990-х гг. Тогда господство давальческой формы снабжения привело к массовой и часто неквалифицированной приватизации НПЗ и переделу прав собственности. Ныне, через 10 лет, эта ситуация может повториться. И не важно, кто станет первой жертвой новой эпохи - Одесский НПЗ или какой-нибудь другой. Главное, что на украинском нефтяном рынке созрели базовые условия для передела собственности.



Максим Коротанов

Все права защищены © Транспортный бизнес 2008-2024

Перепечатка материалов сайта в полном или сокращенном виде только с письменного разрешения редакции.
Для интернет-изданий при перепечатке обязательна гиперссылка www.tbu.com.ua