Для урегулирования ситуации в конфликте между МТП «Южный» и компанией «Трансинвестсервис» Кабмин может пойти на выполнение решения суда о восстановлении прошлого начальника порта Александра Гондзы.
Конфликт между МТП «Южный» и компанией «Трансинвестсервис» (ТИС) уже стал своего рода «фоновым» и вызывает определенную усталость в восприятии. Ситуация доведена до абсурда, никакие аргументы частного инвестора не воспринимаются чиновниками адекватно, идет постоянный выброс в СМИ мягко говоря непроверенных, а в итоге неподтвержденных фактов. Дошло даже до того, что ТИС назван чуть ли не инструментом Кремля, по дискредитации правительства Юлии Тимошенко.
И уже даже не вспоминается проблема, из-за которой, собственно, и началась публичная фаза конфликта. 17 июля 2009 г. на пресс-конференции руководители ТИС Алексей Ставницер и Олег Кутателадзе заявили, что истинной причиной конфликта стала информация в СМИ об отчуждении в пользу частного лица земельного участка в 24 га, на котором предусмотрено развитие инфраструктуры, согласно стратегии развития порта.
В частности, об этих фактах сообщила 27 июня газета «Зеркало недели». Как сообщалось на этом участке, примыкающем к порту, 15 августа 2008 г., компания «Юниторг» продала частному лицу Олегу Присяжному, за 52 грн. два склада. Как выяснилось, таких строений не существует в природе. Впрочем, как и не подтвердились права собственности компании их продавшей. Затем, с помощью нескольких решений Киевского районного суда г. Одессы, за О.Присяжным было признано право собственности на эти сооружения. А в итоге, Новобелярский сельсовет, по решению того же суда, выделил земельный участок в 24,4 га «для эксплуатации и обслуживания производственно-складского комплекса». От покупки виртуальных складов до получения земли прошло всего четыре месяца.
На пресс-конференции 17 июля было отмечено, что начальник порта Юрий Крук воспринял эту информацию близко к сердцу и вскоре начал борьбу с ТИСом, обвинив компанию в «рейдерстве» и прочих грехах. На тот момент казалось, что этот участок действительно пустовал и МТП «Южный» еще не успел заняться переговорами с Новобелярским сельсоветом о его передаче для развития порта.
На самом деле, еще осенью 2006 г., этим вопросом активно занимался тогдашний начальник порта Александр Гондза. Как сообщил tbu.com.ua источник в Минтранссвязи, 21 ноября 2006 г., председатель Новобелярского сельсовета проинформировал А.Гондзу, что «исполком сельского совета не возражает против выделения земельного участка площадью 24,6 га государственному предприятию «Морской торговый порт Южный» и на очередном заседании сессии сельсовета будет предоставлено согласование». Решение сессии было принято 21 декабря 2006 г., после чего стороны подписали договор. По договору порт перечисли сельсовету 1,5 млн. грн. на ремонт дорог, благоустройство и т.п.
Но эта работа так и не была завершена. После создания концерна «Укрморпорт», и наступившего затем «двоевластия» в портах, в сентябре 2007 г., А.Гондза был уволен гендиректором концерна Сергеем Климовым. С сентября по декабрь 2007 г. портом руководил ставленник С. Климова Владимир Васильев.
28 декабря 2007 г., Апелляционный суд Киева принял окончательное решение о восстановлении А.Гондзы и удовлетворил его иск к уже несуществующему на тот момент «Укрморпорту». Но на следующий день А.Гондза был вновь уволен, но уже Иосифом Винским. А и.о. начальника порта был назначен Юрий Крук. В 2008 г., А.Гондза прошел все судебные инстанции и получил решения о восстановлении. Но претендовать на возвращение в порт при И.Винском было просто бессмысленно. В контексте того как Иосиф Викентьевич трактовал КзОТ можно было ожидать, что выполнив решение суда и восстановив его в должности начальника порта он уже следующим приказом мог его снова уволить. Например, за «единоразовое грубое нарушение».
Сейчас ситуация изменилась. По информации наших источников в Минтранссвязи и секретариате Кабмина, Юлия Тимошенко недовольна конфликтом происходящим между МТП «Южный» и ТИСом. Данная ситуация ставит премьер-министра в очень неудобное положение. Без вмешательства правительства ситуацию уже урегулировать невозможно.
Но увольнять Ю.Крука с должности начальника порта - значит вступить в прямой конфликт с влиятельным в Одессе народным депутатом от БЮТ Юрием Круком-старшим. А время для такого публичного конфликта пока не пришло. Хотя, о натянутых отношениях между ними известно еще с осени 2007 г. Кроме того, такое увольнение может быть использовано по уже отработанной И.Винским схеме. Уволенный начальник порта может заявить, что боролся с рейдерами, пытающимися захватить государственный порт, а Ю.Тимошенко ему помешала.
В то же время, как сообщили tbu.com.ua два депутата от Партии регионов, пожелавшие остаться не названными, «регионалы» намерены использовать этот конфликт для дискредитации Ю.Тимошенко накануне президентских выборов. Кроме того, в ближайшее время ситуацию в Южном должен рассмотреть комитет ВР по транспорту и связи, в котором большинство имеют «регионалы».
В этой ситуации, по мнению наших источников, Ю.Тимошенко может сделать «ход конем». Ведь можно инициировать не увольнение Ю.Крука, а выполнение решения суда о восстановлении в должности А.Гондзы. Тем более, что это нейтральная фигура, без явного политического прикрытия и связей с крупными финансово-промышленными группами. А в случае возможных публичных претензий со стороны «товарища по партии», премьер может заявить, что именно А.Гондза подписал договор о передаче морпорту 24 га земли, за которые сельсовет уже получил 1,5 млн. грн., но при Ю.Круке почему-то эта земля досталась малоизвестному транспортной общественности жителю Одессы за 58 тыс. грн.
Анна Середенко