Минтранссвязи саботирует поручения Кабмина

Руководство Минтранссязи своими действиями, в очередной раз, подтвердило, что неисполнение поручений Кабмина приводит к серьезным финансовым и имиджевым потерям для государства.

После падения глубин на ГСХ «Дунай-Черное море» в середине июня и выхода из строя землесоса «Прорвин» оказалось, что специализированного дноуглубительного флота в рабочем состоянии просто нет. А ситуация продолжает ухудшаться. На прошлой неделе в извещении мореплавателям ГУ «Госгидрография» сообщила об уменьшении глубин на морском подходном канале ГСХ до 2,7 м. Этой ситуации можно было избежать, если бы министр транспорта и связи Константин Ефименко вовремя выполнил поручение первого вице-премьера Андрея Клюева.

Еще 23 апреля 2010 г. А.Клюев дал поручение нескольким ведомствам «создать комиссию с целью проверки информации относительно законности передачи в аренду частным компаниям имущества госпредприятий, эффективности использования ОАО «Черномортехфлот» госсредств, которые выделяются на поддержку безопасных навигационных глубин, и принять меры по защите экономических интересов государства, возобновления деятельности указанных госпредприятий и привлечению к ответственности должностных лиц причастных к доведению их до грани банкротства».

Поручение было дано руководителям Минтранссвязи (главное), Минэкономики, МВД, СБУ, ГНАУ, ГлавКРУ. Срок исполнения - 5 мая 2010 г.

Но поручение было выполнено, да и то лишь частично, лишь 25 июня. Причем А.Клюеву пришлось дважды напоминать министру транспорта и связи о недопустимости этой ситуации. Так, в его поручении от 12 мая указано: «Предупреждаю о личной ответственности за невыполнение поручений первого вице-премьер-министра. Прошу в двухнедельный срок обеспечить выполнение резолюции Кабинета Министров от 23.04.10 №19708/1/1-10 и о результатах доложить».

Но только 25 июня К.Ефименко подписал приказ №390 «О проведении проверки правомерности передачи во фрахт субъектам хозяйствования негосударственной формы собственности имущества государственного предприятия «Черазморпуть» и государственного предприятия «Устьдунайводпуть». Согласно приказу была создана комиссия во главе с замминистра Олегом Бондарем, которая должна провести проверку в период с 1 июля до 1 августа 2010 г.

Уникальная медлительность «министерства конкретных действий» в этом вопросе, возможно, объясняется тем, что ОАО «Черномортехфлот» стало монополистом на рынке дноуглубления. В 2009 г. эта компания выиграла все тендеры в морских торговых портах и ГП «Дельта-лоцман», на сумму 470 млн. грн. В бытность министром транспорта и связи Иосифа Винского, и его преемнике Василии Шевченко, в аренду этой компании, и аффилированными с ней структурам, был передан практически весь работоспособный флот государственных дноуглубительных предприятий «Черазморпуть» и «Устьдунайводпуть». А оставшийся флот этих предприятий «штаб отрасли» почему-то не спешит ремонтировать. И как-то так получилось, что «Черномортехфлот» выигрывал тендеры, предлагая цену выемки одного кубометра в среднем в $8,5.

При этом, опрошенные нами эксперты отметили, что в портах Грузии, Болгарии и Турции средняя стоимость выемки «кубика» в странах Черноморско-Средиземноморского региона составляет $4-5.

Напомним, что «Черномортехфлот» связывают с одесскими бизнесменами Борисом Кауфманом и Александром Грановским. Хотя в письме СБУ на имя Николая Азарова от 12 апреля 2010 г., которое стало основанием для поручения Андрея Клюева отмечено: «В настоящее время, почти все заказы по поддержке безопасных навигационных глубин за счет государственных средств на общую сумму свыше 500 млн. грн. в год выполняет частная компания с иностранным капиталом - ОАО «Черномортехфлот» (основные собственники - резиденты Кипра), что создает угрозу ослабления системы государственного регулирования и контроля в выполнении Украиной обязательств по международным договорам по безопасности судоходства и нанесению убытков государству».

В этой ситуации также непонятно зачем Минтранссвязи нужно было два месяца игнорировать поручение А.Клюева, затем, все-таки, создать комиссию из 16 членов и целый месяц «изучать вопрос». Ведь анализ договоров и их правомерности можно сделать за несколько дней. Хотелось бы напомнить суть двух из них. В сентябре 2009 г. «Прорвин» и земкараван «Майкан» (черпаковый земснаряд с несколькими вспомогательными судами - ред.) были переданы в бербоут-чартер (аренда без экипажа) компании «Черноморинвестгруп», которую связывают с ОАО «Черномортехфлот». Согласно договорам подписанным на два года фрахтовая ставка составляет для «Прорвина» 20580 грн./сут., для «Майкана» - 7092 грн./сут. То есть за аренду этих судов «Устьдунайводпуть» должно получать около 10 млн. грн. в год. Ежегодный объем дноуглубления на Дунае сотавляет около 1 млн. куб. м. Работая даже по средним ставкам Черноморско-Средиземноморского региона в $5 за куб. м эти суда, традиционно специализирующиеся на работах в Дунайском регионе могли бы зарабатывать около 40 млн. грн. Работая же по ставкам ОАО «Черномортехфлот» и все 60 млн.грн.

Арифметика простая и явно не в пользу Иосифа Винского, Василия Шевченко и долго думавшего как лучше выполнить поручение правительства Константина Ефименко.

Есть еще одна составляющая этой проблемы. После передачи «Прорвина» во фрахт, это уникальное судно, производительностью до 200 тыс. куб. м в месяц, просто «убивается». Экипаж судна был полностью заменен. Вместо команды, работавшей на судне по 10-15 лет, набрали «кто попался под руку». В результате, за неполный год, три столкновения, два потерянных «сосуна» (трубы для втягивания ила в трюм длиной 12 м, диаметром 0,6 м, весом 6 т), повреждены винты. 15 июля после ремонта «Прорвин» вновь вернулся работать на Дунай. Но ремонт был произведен на скорую руку из «бывших в употреблении» запчастей…



Василий Бондарь

Все права защищены © Транспортный бизнес 2008-2024

Перепечатка материалов сайта в полном или сокращенном виде только с письменного разрешения редакции.
Для интернет-изданий при перепечатке обязательна гиперссылка www.tbu.com.ua