Минтранссвязи: новый формат двойных стандартов

Бездеятельность руководства «штаба отрасли» приводит к дискриминации отечественных экспортеров.

В конце июля главной темой в портовой отрасли стало введение 20%-й ставки НДС на услуги, связанные с переработкой транзитных грузов в портах. Руководители портов проинформировали Минтранссвязи, что эта норма приведет к оттоку транзитных грузов на Новороссийск и порты Балтии. Особенно ощутимые потери порты могли понести на таких низкотарифных грузах как уголь, руда и т.п., составляющих основную долю транзита.

30 июля, первый вице-премьер-министр Александр Турчинов поручил Минфину, ГНАУ и Минтранссвязи «срочно внести предложения по сохранению объемов транзита грузов и недопущению потерь для экономики и бюджета Украины». В итоге, ГНАУ направила разъяснение, что эта норма, неоднозначно прописанная в законе, не распространяется на весь комплекс услуг, связанных с перевозкой и переработкой транзита, в т.ч. и в портах.

Но, сохранив условия для транзита, несмотря на заявления и поручения первых лиц правительства, в сфере Минтранссвязи продолжается дискриминация - теперь уже украинских экспортеров. Это наглядно можно увидеть на примере самого резонансного конфликта последнего месяца, между МТП «Южный» и компанией «Трансинвестсервис» (ТИС). Так для судов, заходящих на причалы порта, установлена скидка к портовым сборам в 50%. Для ТИСа установлена скидка в 30% только для причалов №17 (находится на балансе госпорта) и №18 («ТИС-Руда»). Для других причалов - 19 и 20, скидки нет вообще. Проблема в том, что в общем объеме грузопереработки через причалы госпорта, около 60% составляют российские транзитные грузы, для которых установлен льготный режим. А ТИС переваливает только экспорт украинских производителей.

В данном случае, в неравных условиях находится Полтавский ГОК (подконтрольный народному депутату от БЮТ Константину Жеваго), экспортирующий продукцию через терминал «ТИС-Руда». В свое время ПГОК инвестировал в строительство терминала $20 млн., и его доля в ООО «ТИС-Руда» составляет 49,9%.

30 апреля Полтавский ГОК обратился к премьер-министру с просьбой установить равные условия для экспортеров и транзитеров в МТП «Южный». 26 июня Юлия Тимошенко, на основании обращения ПГОКа, поручила Минтранссвязи «обеспечить равенство условий работы отечественных и иностранных экспортеров в порту «Южный». Причем факт злоупотребления монопольным положением уже установлен АМКУ, который дважды оштрафовал МТП «Южный». Но, и поручение премьер-министра, и решение Антимонопольного комитета до сих пор не выполнены.

Возвращаясь к теме введения НДС, обеспокоившей портовиков, стоит отметить, что начальник МТП «Южный» Юрий Крук, в своем письме в Минтранссвязи отмечал: «отчисления в бюджет снизятся, по нашим расчетам, на около 61,6 млн. грн. (налог на прибыль и государственные дивиденды), а за счет уменьшения фонда оплаты труда докеров по переработке транзитных грузов, уменьшатся отчисления в государственные целевые фонды примерно на 15 млн. грн».

При введении НДС, стоимость перевалки, для основной номенклатуры МТП «Южный» (уголь, руда), увеличилась бы на $1,5-2 на тонне, и привела бы к значительным потерям транзита. Но в таких условиях уже находится ТИС. Транспортная составляющая, из-за отсутствия равных условий по уплате портовых сборов, при перевалке через ТИС на $1-1,5 выше, чем у госпорта. А ведь украинские экспортеры, в отличие от российских коллег, не имеют возможности переориентировать свои грузопотоки на Новороссийск или порты Балтии.

И пока премьер-министр помогает производителям, за счет снижения транспортных тарифов, чтобы повысить конкурентоспособность украинской экономики на мировых рынках, на примере МТП «Южный», речь даже не идет о преференциях, а просто о неравных условиях с российскими компаниями. Не говоря уже о том, что Минтранссвязи полтора месяца просто игнорирует поручение премьер-министра.

3 августа, редакция tbu.com.ua обратилась к заместителю министра - главе «Укрморречфлота» Михаилу Чубаю, с просьбой предоставить официальную позицию МТСУ в отношении конфликта между МТП «Южный» и ООО «Трансинвестсервис». Редакцию в частности интересовало:

- почему обвинения в «рейдерстве» появились только в июле, хотя иск в хозяйственный суд Одесской области о компенсации расходов на дноуглубление при создании операционной акватории причала №18 компания «ТИС-Руда» подала еще в январе?

- когда будет выполнено решение АМКУ и поручение премьер-министра об установлении равных условий для отечественных и иностранных экспортеров при оплате портовых сборов?

- насколько соответствуют действительности заявления руководителей ТИС Алексея Ставницера и Олега Кутателадзе от 17.07.2009 г. о том, что истинной причиной конфликта стала информация в СМИ об отчуждении в пользу частного лица земельного участка в 24 га, на котором предусмотрено развитие инфраструктуры согласно стратегии развития порта? И что к этому причастен начальник порта Ю.Крук.

Редакция tbu.com.ua также попросила предоставить официальную информацию о стоимости и объемах работ по дноуглублению и строительству причала №9 МТП «Южный», в связи с заявлениями руководителей ТИС, что у госпорта их стоимость в два раза выше. В частности, по их словам, стоимость дноуглубления у ТИС составляет 33,9 грн./куб. м против 60-65 грн./куб. м у МТП, а строительства причала $45-55 тыс./пог. м против $70-75 тыс./пог. м.

Но никакого ответа от Минтранссвязи так и не последовало.

При этом, своей бездеятельностью Минтранссвязи провоцирует серьезное внутрипартийное противостояние в самом БЮТ. Непонятно зачем вообще нужно было начинать конфликт в отношении инвестора, вложившего $350 млн. в создание на пустынном берегу (в 2 км от самого МТП) практически нового порта, уже сопоставимого по мощности с Мариупольским. Тем более, что судя по имеющимся у редакции tbu.com.ua документам, правовых перспектив, в отношении задекларированных руководством МТП «Южный» целей, он не имеет.

Но суть в том, что дальнейшая эскалация конфликта должна как-то вынудить реагировать Константина Жеваго, которому, подконтрольно 49,9% ООО «ТИС-Руда». Ведь именно эта компания обратилась в суд о компенсации 51,3 млн. грн. за дноуглубительные работы. Таким образом, Константина Валентиновича тоже можно считать участником попытки «рейдерского захвата». Хотя, как уже сообщал tbu.com.ua, в конце 2008 г., у руководства ТИС с Ю.Круком была достигнута договоренность о компенсации. Начальник порта не возражал, но отметил, что ему могут не позволить внести эти расходы в финплан, и сам предложил подать иск в суд, чтобы выплатить компенсацию по решению суда. Но как видим, в дальнейшем начальник порта преподнес собственную инициативу как попытку «рейдерства».

Эта ситуация ставит в непростое положение Юлию Тимошенко. Накануне выборов такого рода «партийная дискуссия» ей явно не нужна.



Анна Середенко

Все права защищены © Транспортный бизнес 2008-2024

Перепечатка материалов сайта в полном или сокращенном виде только с письменного разрешения редакции.
Для интернет-изданий при перепечатке обязательна гиперссылка www.tbu.com.ua