Минприроды посягает на права таможни

Новая инициатива природоохранного ведомства способна вернуть в морские порты коррупционные схемы и вызвать конфликт между экологами, таможенниками и службами портнадзора из-за дублирования полномочий.

В начале августа на официальном сайте Минприроды был размещен проект приказа «Об утверждении Порядка осуществления экологического и радиологического контроля транспортных средств и грузов в пунктах пропуска через государственную границу (пунктах контроля) и в зонах деятельности таможен назначения и отправления».

Природоохранное ведомство сделало попытку вернуть схемы контроля транспортных средств и грузов, которые иначе как коррупционными назвать нельзя. И, к такому выводу в последние годы пришли в своих обращениях к властям Украины международные организации, правительства других государств, различные транспортные ассоциации и просто компании как национальные, так и иностранные. Особенно остро проблема стояла в морских портах Украины.

Казалось бы, в конце 2011 г. и начале этого года Кабмин принял несколько решений ограничивших возможности для произвола экологов. Так, в октябре 2011 г. было принято постановление КМУ №1030 «Некоторые вопросы осуществления предварительного документального контроля в пунктах пропуска через государственную границу Украины», а 21 мая 2012 г. - постановление КМУ №451 «Вопросы пропуска через государственную границу лиц, автомобильных, водных, железнодорожных и воздушных транспортных средств перевозчиков и товаров, которые перемещаются в них».

Последним документом были утверждены типовые технологические схемы пропуска через госграницу и таможенного оформления транспорта и грузов, в которых прописаны полномочия контролирующих органов и схемы их взаимодействия. Постановление было принято в соответствии с новым Таможенным кодексом и вступило в силу с 1 июня. Теперь экологи уже не могут появляться на судах по своему усмотрению. И даже в состав комиссии по открытию границы они приглашаются в определенных случаях, когда речь идет об опасных грузах. Причем, решение о целесообразности такого приглашения принимают сотрудники таможни. Обязательное участие в комиссии предусмотрено лишь для пограничников, таможенников и сотрудников портнадзора, Теперь же, «экологи» ищут повод вновь попадать в состав погранично-таможенной комиссии.

Особо следует отметить, что в означенном проекте приказа и пояснениях к нему вообще нет ссылок на постановление №451. При этом намерения Минприроды противоречат не только этому постановлению, но и нормам Таможенного кодекса, Водного кодекса, нескольким актам Кабмина и приказам других ведомств. Не говоря уже о международных конвенциях, к соблюдению которых «защитники природы» в портах в последние годы подходили весьма «творчески».

Поэтому в начале августа казалось, что такой проект просто не может быть согласован, подписан и зарегистрирован в Минюсте, но, оказывается, это все-таки может произойти.

Главная суть этого Порядка - вернуть возможность контролировать изолированный балласт на судах. Именно эта проблема стала основной для судов, заходящих в порты Украины. И, подавляющее большинство претензий к государству Украина в последние годы касалось именно контролю изолированного балласта в наших портах.

Напомним, что согласно конвенции МАРПОЛ 73/78, химический контроль изолированного балласта не предусмотрен. Эта вода набранная в открытом море в специальные танки, откатывается в портах беспрепятственно и такие операции проводятся для обеспечения безопасности мореплавания при маневрах и прочности судна при грузовых операциях.

Ранее экологи любили появляться на судах в неурочное время, требовать проведение химического анализа изолированного балласта для выдачи разрешения на его откатку. Выбор у капитана небольшой: или согласиться на проведение анализа и потерять 2-3 дня в ожидании результатов или решить вопрос на месте за несколько тысяч у.е. Капитаны судов, часто заходящие в порты Украины знают, что в первом случае можно потерять несколько десятков тыс. у.е. из-за простоя судна, но результат анализа все равно будет плохим. Еще и насчитают штраф, поскольку вода, набранная в открытом море, окажется грязнее, чем «фон» в акватории порта.

Масштаб этой проблемы можно показать на следующих данных. В последние годы в морские порты Украины заходит 90-95% судов под иностранным флагом. И около 85-90% грузов (экспорт и львиная доля транзита) именно вывозятся, т.е. суда приходят в наши порты в основном «в балласте».

После 1 июня 2012 г. возможности для таких действий у экологов нет. Но, теперь Минприроды вновь пытается получить право «проведения экспресс-анализа», в т.ч. и изолированного балласта. И в этом же пункте проекта приказа (п.1.5) Минприроды намерено получить право «не допускать транспортные средства и (или) грузы к таможенному оформлению в случае выявления нарушений или несоответствий во время проверки вопросов, которые относятся к их (экологов – ред.) компетенции или невыполнения законных требований по их устранению». Вот так, не больше и не меньше. Вообще-то, пока, согласно Таможенному кодексу и постановлению №451, таможенники приглашают экологов, если увидят, что по документам груз может быть экологически опасным.

Получается, что пока экологи не проведут анализ балласта, таможенники будут пару дней ожидать разрешения экологов, чтобы выполнить свою работу. А что скажут по этому поводу службы портнадзора, к которым перешли полномочия по контролю за балластными операциями?

Теперь, несколько слов, о других несуразных положениях этого проекта. Экологи также хотят получить право требовать «прекращения действий и устранения условий», которые приводят к нарушению норм охраны труда. А это уже попытка отобрать кусок хлеба у другого ведомства и профсоюзов. Сюда же можно отнести намерение получить полномочия при контроле судна проверить «наличие и оформленность надлежащим образом» такого документа как судовая роль. Опять же вопрос - зачем экологу проверять состав экипажа? (судовая роль - информация о членах экипажа и других лицах на борту судна - ред.).

Более того, согласно п.1.6 проекта «защитники природы» намерены проводить контроль путем проведения проверок товаросопроводительных документов на транспортные средства. Вообще-то для транспортных средств таких документов быть просто не может, если они сами не являются грузом или товаром.

Кроме того, экологи намерены проверять наличие такого документа как судовая экологическая декларация. И одним из приложений к этому приказу утвердить форму такой декларации. Такой документ вообще не предусмотрен законодательством, в частности Таможенным кодексом. Более того, нет такой декларации и в исчерпывающем перечне документов, содержащемся в Конвенции по облегчению международного морского судоходства 1965 г. Можно лишь представить удивление капитана иностранного судна, от которого в украинском порту начнут требовать такой документ.

Формат этой публикации не позволяет детально расписать другие, не менее интересные, детали этого проекта приказа. Удивляет одно - как такой проект в такой редакции мог вообще появиться?

Тем не менее, угроза, что этот Порядок будет принят, весьма реальна. Так, по поводу несоответствия норм этого проекта законодательству Украины и международным конвенциям в Кабмин обратилась судоходная компания «Трансшип». Как оказалось, Секретариат Кабмина поручил рассмотреть это обращение … Минприроды. И все в итоге завершилось отпиской из Госэконинспекции, являющейся подразделением этого ведомства.

Хотя, возможно, мы чего-то и не понимаем. Ведь в пояснительной записке указано: «Проект приказа не содержит правила и процедуры, несущие риски совершения коррупционных правонарушений».



Александр Арбузов

Все права защищены © Транспортный бизнес 2008-2024

Перепечатка материалов сайта в полном или сокращенном виде только с письменного разрешения редакции.
Для интернет-изданий при перепечатке обязательна гиперссылка www.tbu.com.ua