Инициированные природоохранным ведомством изменения в законопроект «О морских портах» может стать поводом для очередного вето президента.
Комитет ВР по транспорту и связи на заседании 14 марта 2012 г., рассмотрел поправки ко второму чтению законопроекта «О морских портах Украины». В отношении норм, регулирующих деятельность именно портов, особых изменений ожидать не приходится. Однако, в разделе «Заключительные положения», где предлагается внести изменения в 10 других законодательных актов, под законопроект заложена «мина» замедленного действия. Речь идет о новой редакции ст.67 Водного кодекса Украины «Особенности пользования водными объектами для потребностей морского и речного транспорта».
В действующей редакции эта статья определяет: что такое внутренние водные пути общего пользования полномочия Кабмина по утверждению перечня судоходных внутренних водных путей; необходимость наличия на судах емкостей для сбора льяльных и других загрязненных вод; предполагает запрет на заход в территориальное море судов, которые не провели замену изолированного балласта и не оборудованы закрытыми системами для сбора сточных вод любого происхождения или установками для очистки или обеззараживания, которые соответствуют международным стандартам.
В новой редакции эта статья стала в три раза больше по объему и, при этом, противоречит ряду международных конвенций, к которым присоединилась Украина. Причем, как стало известно tbu.com.ua, никаких депутатских поправок к изменению редакции этой статьи подано не было. В случае принятия ее в таком виде, МИД Украины ожидает оживленная переписка с депозитариями конвенций, Международной морской организацией и правительствами других морских стран.
В частности, в новой редакции предусматривается, что отраслевые нормативы образования веществ, которые сбрасываются с судов, должны определяться законодательством Украины. Хотя эта норма должна регулироваться на основании ст. XV «Конвенции о защите Черного моря от загрязнения», ратифицированной Украиной 04 февраля 1994 г.
Так же предполагается запрет на заход в территориальное море и внутренние воды иностранных торговых судов, которые не соответствуют экологическим законодательным нормам Украины. На самом деле эта процедура должна регулироваться ст.17 и 18 Конвенции ООН по морскому праву, а также ст. V и VIII «Конвенции о защите Черного моря от загрязнения».
Самой же неадекватной в новом проекте выглядит норма по поводу сброса балластных вод (в т.ч. изолированного балласта). В одну кучу смешаны все виды балласта, для каждого из которых («чистого», «загрязненного», «изолированного») Конвенция о предотвращении загрязнения с судов (МАРПОЛ 73/78) предусматривает отдельные процедуры. Причем, особого внимания в этой части статьи заслуживает оговорка: «и если этот балласт не содержит загрязняющих веществ в концентрациях, превышающих регламентированных законодательством Украины».
Напомним, что изолированный балласт означает воду, принятую в танк, который полностью отделен от грузовой и топливной систем и постоянно предназначен для перевозки балласта или для перевозки балласта и грузов, не являющихся нефтью или ядовитыми веществами, которые определены в различных Приложениях к Конвенции МАРПОЛ 73/78. В соответствии с параграфом 4 (В) правила 34 части С главы 4 Конвенции МАРПОЛ 73/78 слив изолированного балласта в особых районах не запрещен и не ограничен. В отличие от других видов балласта, изолированный используется для обеспечения мореходности судна. Его слив является необходимой частью технологического процесса при осуществлении погрузо-разгрузочных работ. И показатель загрязненности изолированного балласта, как правило, является значительно ниже, чем фоновые показатели загрязняющих веществ в акваториях портов.
Единственной угрозой для прибрежных экосистем является возможность внесения с изолированным балластом вредных и небезопасных живых организмов. Для предотвращения этого эффективным способом является смена водяного балласта за пределами территориального моря государства, что соответствует требованиям международного права и статье 67 ВК Украины в действующей редакции.
И наконец, несколько слов о коррупционной составляющей. Мы неоднократно сообщали о фактах вымогательства со стороны экологов в украинских портах. Именно незаконные требования проведения контроля изолированного балласта, противоречащие Конвенции МАРПОЛ, вынуждали капитанов судов платить. Иначе судно могло быть задержано на несколько дней для отбора проб и проведения анализа. Поэтому у капитана иностранного судна был небольшой выбор - заплатить несколько тысяч долларов на месте или потерять несколько десятков тысяч из-за простоя судна. В итоге по результатам анализа все равно будет доказано загрязнение и придется платить штраф. Ведь требования к балластным водам в Украине по ряду показателей жестче, чем для питьевой воды.
Как уже упоминалось новая редакция статьи предполагает, что сброс изолированного балласта невозможен, если превышены национальые нормы концентрации загрязняющих веществ. Тем самым, чтобы это выяснить экологи будут требовать проведения анализа, результаты которого, в случае несговорчивости капитана, предсказать несложно.
Здесь уместно напомнить, что в пояснительной записке к этому законопроекту указано: «В проекте акта нормы, которые могут содержать риски совершения коррупционных правонарушений, отсутствуют». Но, судя по поданным поправкам ко второму чтению, депутатов больше интересуют вопросы предстоящей приватизации портовых объектов. Хотя эта инициированная Минприроды норма в случае ее принятия, несет угрозу дискредитации и задержки со вступлением в силу всего закона о портах.
Василий Бондарь