МинАПК заступилось за Коломойского

Борьба чиновников за сохранение прежних полномочий своих ведомств в рамках админреформы, приобретает совершенно абсурдные формы.

В начале февраля 2011 г. Минифраструктуры направило на согласование нескольких ведомств проект постановления КМУ о внесение изменений в «Порядок перемещения товаров в пунктах пропуска через государственную границу, расположенных на территории морских портов Украины, во время контейнерных перевозок в прямом смешанном сообщении». Напомним, что этот порядок был утвержден постановлением КМУ №320 от 2 апреля 2009 г. Поводом для этой инициативы стала ситуация с тотальным досмотром контейнеров в Одесском и Ильичевском МТП, парализовавшем в конце января работу контейнерных терминалов этих предприятий.

Минифраструктуры, в частности, предложило упростить процедуры, сократить документооборот, минимизировать возможности контролирующих органов для проведения дополнительных процедур контроля. Так, предлагается установить норму, при которой общая продолжительность оформления импортных и транзитных грузов в контейнерах не должна превышать 4 часа.

Еще одним важным положением, принятие которого ускорит оборот контейнеров в портах и обработку судов, является предложение о проведении таможенного осмотра транзитных грузов в контейнерах (в т.ч. следующих на внутренние таможни Украины) только в четко определенных случаях. Например, если компетентные органы располагают оперативной информацией о возможном нарушении законодательства; при выявлении с помощью служебной собаки или приборов признаков правонарушения, при нарушении целостности контейнера, упаковки или пломбы, а также в случае получения сведений об угрозе, потенциальном или прямом риске для здоровья людей или опасности для окружающей среды.

Кроме того, Мининфраструктуры подготовило законопроект о внесении изменений в некоторые законодательные акты по упрощению оформления транзитных грузов. В частности, Таможенный кодекс предлагается дополнить пунктом о том, что проведение таких видов контроля как осмотр, рентген и взвешивание не должно превышать 5% контейнеров для внутреннего транзита (из портов на внутренние таможни - ред.) и 10% для импорта от общего количества прошедшего за сутки. Исключением являются случаи, предусмотренные международным сотрудничеством правоохранительных органов.

Как нам сообщили в Мининфраструктуры, на сегодняшний день эти инициативы поддержали все заинтересованные ведомства кроме двух - Гостаможслужбы, что естественно, и как ни странно, - МинАПК.

Позиция аграрного ведомства, в структуре которого находится Госкомрыбхоз и соответственно рыбные порты, выглядит шедевром бюрократического эпистолярного жанра. По версии «рыбаков» принятие предложений Мининфраструктуры: «приведет к привилегированному положению морских торговых портов, будет ограничивать выполнение функций морских рыбных портов, приведет к тяжелым экономическим последствиям для морских рыбных портов, так как сделает невозможной хозяйственную деятельность портов, которая осуществляется на акваториях, якорных стоянках и причалах порта» [конец цитаты].

Более того, в МинАПК прогнозируют сокращение рабочих мест и даже «спад экономических показателей рыбной отрасли регионов, в которых размещены морские рыбные порты и может возникнуть социальный взрыв среди населения регионов».

Но собственно, единственным, замечанием «аграриев» к инициативам Мининфраструктуры является необходимость предусмотреть упрощенную процедуру оформления контейнеров для всех морских портов, а не только для «морских торговых» (сферы управления Мининфраструктуры - ред.). Хотя по тексту документов явно видно, что процедура предусмотрена для всех, и эту редакционную правку транспортное ведомство уже давно самостоятельно внесло в проекты, размещенные для обсуждения на официальном сайте.

Это замечание МинАПК выглядит весьма любопытным исходя из того, что рыбные порты, за исключением Ильичевского, не занимаются перевалкой контейнеров. Более того, доля рыбопродуктов в объемах перевалки в этих портах в последние годы составляет не более 2-3%. А основные объемы приходятся на металл, нефтепродукты, сжиженный газ.

Здесь стоит напомнить, что морских рыбных портов в Украине всего четыре. Мариупольский давно не работает и находится в аренде у ММК им.Ильича. В госуправлении остались Керченский и Севастопольский. Еще один рыбный порт - Ильичевский контролирует группа «Приват».

И только Ильичевску, до внесения редакционной правки на сайте Мининфраструктуры, угрожал «социальный взрыв», поскольку структуры Игоря Коломойского достраивают в рыбном порту контейнерный терминал. Но, как видим, позиция МинАПК, защищающего интересы не только своих госпортов, позволяет избежать тяжелых последствий для региона.

Еще одним моментом, объясняющим такую позицию «аграриев» может быть намерение Госслужбы морского и речного транспорта («Укрморречфлота») стать единой морской администрацией. До сих пор в Украине существует две морских администрации, поскольку рыболовное ведомство ведет свой реестр флота, обеспечивает госнадзор за безопасностью мореплавания флота рыбного хозяйства, контролирует эффективность функционирования системы мониторинга рыболовных судов, работу морских рыбных портов и т.п.

Еще в конце декабря будущее Госагентство рыбного хозяйства (преемник Госкомрыбхоза) в обращении к Администрации президента, выразило свою озабоченность, по поводу ожидаемой утраты ряда функций. Как отмечается, в этом документе, (текстом которого располагает редакция tbu.com.ua), передача этих функций другому органу: «приведет к разбалансированию системы безопасности мореплавания в отрасли рыбного хозяйства, утрате контроля за техническим состоянием судов флота рыбного хозяйства и взаимодействию с органами рыбоохраны по вопросам эксплуатации рыболовных судов, разрушению системы мониторинга рыболовных судов, несоблюдению ряда международных договоров Украины».

Реальная же причина в том, что «Укрморечфлот» намерен создать единую систему безопасности мореплавания и назначать капитанов морских (в т.ч. и рыбных) портов. Тем самым, как отмечается в обращении к Администрации президента, лишение рыболовного ведомства «хотя бы части полномочий не позволит выполнять в полном объеме поставленные перед ним достаточно сложные задачи».



Василий Бондарь

Все права защищены © Транспортный бизнес 2008-2024

Перепечатка материалов сайта в полном или сокращенном виде только с письменного разрешения редакции.
Для интернет-изданий при перепечатке обязательна гиперссылка www.tbu.com.ua