В апреле представители КГГА заговорили об «ускорении» процесса строительства линии метрополитена на Троещину. Речь идет о так называемой Подольско-Выгуровской ветке, которую, согласно заявлениям чиновников, завершат до проведения в столице Евро-2012.
Проект разработан и уже получил позитивный вывод экспертизы. Работы, как ожидается, должны быть начаты уже в 2008 г., а средства в горбюджете на разработку рабочей документации и на начало строительства уже предусмотрены.
По словам начальника КП «Киевский метрополитен» Петра Мирошникова, линия будет включать 12 станций и около 17 км пути, а планируемый пассажирооборот составит 40 тыс. человек в час. Ориентировочная сметная стоимость вместе с электродепо в ценах 2007 г. - 11 млрд. грн. Сроки строительства - до конца 2011 г. Специалисты отмечают, что такими темпами ничего подобного в Киеве еще не строилось, обычно на реализацию такого проекта понадобилось бы 10-12 лет. Ускориться, по словам метрополитеновца, позволяет открытое финансирование и использование современных технологий.
По словам директора института «Укрметротоннельпроект» Владимира Яникина, в генплане новая ветка называется Подольско-Воскресенской, поскольку в дальнейшем ее намерены завести на Воскресенку, сейчас же ее чаще называют Подольско-Выгуровской, так как сначала будет реализована ветка в направлении Троещины. Развилку рассчитывают сделать на станции Радужная, при этом основная часть поездов будет обслуживать троещинское направление.
Запроектированная линия состоит из 4 участков. Первый из них находится в центре города - это традиционное для Киева глубокое заложение. Участок начинается под склоном горы, проходка перегонных тоннелей будет осуществляться до бульвара на проспекте Победы.
II участок расположится на эстакаде и мостовом переходе - начиная от Подола до конца реки Десенка. По словам специалистов, как можно скорее необходимо начать строительство III этапа, на Русановских садах, там планируется соорудить станцию мелкого заложения (открытым способом). С этим участком следует поспешить, так как нужно успеть построить станцию и отдать стройплощадку под сооружение насыпи эстакады Подольского мостового перехода, который, кстати, намерены запустить вместе с линией метрополитена.
IV участок - это ответвление на север, то есть на Троещину. Там наземная линия будет проложена по существующей трассе скоростного трамвая. В конце будет депо, которое в проекте условно названо «Троещина» (за ул. Милославская).
На сегодняшний день, по словам В.Яникина, в проекте утверждены такие станции: Глубочицкая - глубокого заложения, будет построена под ст. Лукьяновской Сырецко-Печерской линии с пересадкой на нее (на последней намерены также соорудить второй выход), дальше пойдут эстакадные станции - Подольская (пересадочная на Тараса Шевченка Куреневско-Красноармейской линии), Судостроительная, Труханов остров, Залив Десенка - эта станция будет построена, но не введена в эксплуатацию, пока линия не будет загружена достаточным количеством пассажиров, далее - станция мелкого заложения Радужная (Русановские сады), от которой линию намерены развести на Левобережную (Троещина) и Воскресенскую.
«Троещинская» ветка включает станции: проспект Ватутина, Каштановая, Драйзера, Соборова, Цветаева и Милославская, за которой будет построено электродепо. А вообще, по словам В.Яникина, в перспективе планируется вести линию до Вокзала - то есть, от Глубочицкой будет еще 2 станции - на пл. Победы и Вокзале. На «Воскресенской» ветке, которую согласно проекту будут строить в последнюю очередь, возможны 2 станции - бульвар Перова и Братиславская. Отметим, что специалисты не упоминают ранее запланированного пересечения со ст. Левобережная Святошинско-Броварской линии, а также ст. Соломенская на правом берегу.
Следует отметить, что перечисленные названия на данный момент условны - перед вводом линии в эксплуатацию конечные варианты будут утверждаться специальной комиссией при Киевсовете.
Особенностью проекта новых станций можно назвать то, что платформы рассчитаны на 6 вагонов, а не 5, как на существующих линиях - это позволит увеличить провозную способность. Рассматривается возможность закупки для новых станций современных эскалаторов, подобных тем, которые сейчас используются в киевских торговых центрах, только более прочных.
Уже проведен инвестиционный конкурс по 6 станциям «Троещинской» ветки - там, возможно, будут построены 2-3-х ярусные торгово-развлекательные комплексы прямо над линией. Также ТРЦ могут появиться на ст. Радужная, Подольская и Глубочицкая (подземный комплекс, связанный с Лукьяновской).
По словам главного инженера «Киевского метрополитена» Владимира Зеля, линия будет рассчитана на вагоны с переменным током. Такой подвижной состав является более надежным и позволяет добиться экономии электроэнергии до 30%. Также будет использован бесстыковый путь и виброгасящие прокладки, что позволит значительно снизить шум, вибрацию и тряску при движении поезда, а в вагоне, как отметил специалист, «можно будет нормально разговаривать».
По возможности будут внедряться автоматизированные технологии (с минимальным участием человека) наподобие тех, которые сейчас используются в Европе, так как у нас, по словам экспертов, на содержание пути, эскалаторов и подвижного состава задействуется слишком много эксплуатационного персонала.
Что касается подвижного состава, то, по словам замглавы КГГА Дениса Басса, для запуска новой линии необходимо закупить около 100 вагонов. По этому поводу сейчас ведутся переговоры с производителями, среди которых - немецкие и даже корейские компании, о совместной сборке поездов. Рассматривается возможность закупки продукции Крюковского вагоностроительного завода (Полтавская обл.). Их пятивагонный состав нового поколения тестируется уже почти год.
Но, как отметил В.Зель, для Подольско-Выгуровской линии планируется приобретать асинхронный подвижной состав, а крюковские вагоны сейчас имеют привод постоянного тока. По словам специалиста, на мировом рынке сейчас достаточно предложений составов с переменным током, и для новой линии будут выбираться самые надежные варианты. Тем не менее, если отечественная продукция будет оборудована асинхронным приводом и «доведена до ума», возможность ее закупки вполне реальна.
Основной проблемой, в которую сейчас «уперлась» реализация проекта, эксперты называют ситуацию с Русановскими садами - пока оттуда не будут отселены садоводческие кооперативы, работы по ст. Радужная начать будет невозможно.
По словам П.Мирошникова, «сейчас идет очень сложный переговорный процесс, но все больше людей понимает, что это неизбежно, поскольку интересы сотен и сотен тысяч киевлян, конечно, не сравнимы», - и уже около 200 владельцев участков дали согласие на «переселение».
Специалисты говорят, что работы там можно будет начать «хоть на второй день» после решения этих вопросов, а также сетуют на отсутствие «политической воли» для их оперативного решения. При этом с промзоной на правом берегу особых проблем нет - сейчас идут переговоры с каждым предприятием по оценке их имущества, земли и соответствующей компенсации.
И все же, никто из участников проекта не может с уверенностью назвать дату начала его осуществления. По их словам, строительство начнется после проведения тендеров, ведь, скорее всего, оно будет осуществляться разными подрядными организациями. Однако сроки проведения конкурсов до сих пор не определены - возможно, они пройдут во втором квартале. Тем не менее, выборы мэра Киева могут несколько «затянуть» этот процесс.
Евгений Шевчук