Между Украиной и Польшей, несмотря на дружественные отношения, пролегает много барьеров, в т.ч. и в сфере международных автоперевозок. 9-10 сентября 2008 г. в польском г. Янув Подляски состоялось очередное заседание Смешанной Комиссии, регулирующей отношения между двумя странами в этой области.
На польско-украинской границе расположены одни из самых развитых сухопутных переходов («Дорогуск-Ягодин», «Хребене-Рава-Русская», «Медыка-Шегини», «Корчевая-Краковец»). Об особенной популярности этого направления у перевозчиков говорят и регулярно возникающие очереди в пунктах пропуска.
«Дозвола» на осуществление грузовых автоперевозок между двумя странами распределялись на принципах паритета. «Перевес» украинской стороны достигался, во-первых, за счет получения дополнительных квот, а во-вторых, в результате выдачи Польшей специальных «портовых» разрешений (для перевозок в польские морские порты Гданьск и Гдыня) в количестве, как правило, 5 тыс. в год.
Однако на практике в начале 2000-х гг. польские перевозчики не использовали свою квоту и наполовину. Ситуация резко изменилась в 2004 г., когда Польша вошла в состав Евросоюза. По-видимому, в результате снятия внутриевропейских барьеров наши западные соседи ощутили сильную конкуренцию со стороны автоперевозчиков «Старой Европы», что заставило их искать новые рынки. Логично, что при этом украинские «дозвола» стали пользоваться у польских перевозчиков повышенным спросом (см. таблицу), а объемы перевозок в/из третьих стран возросли настолько, что представители Минтранссвязи предложили ввести соответствующую категорию разрешений.
Таблица. Распределение двусторонних разрешений на грузовые автоперевозки между Украиной и Польшей
Год |
Польша |
Украина |
Получено* |
Использовано |
Получено* |
Оформлено** |
2001 |
55000 |
|
60000(+9000) |
67920(+3514) |
2002 |
60000 |
29066 |
60000(+15628) |
71736(+5412) |
2003 |
55000 |
45124 |
60000(+35435) |
79130(+15) |
2004 |
70000 |
48142 |
75000(+20558) |
88679(+2302) |
2005 |
70000(+15000) |
74182 |
75000(+22000) |
87618(+2219) |
2006 |
106500 |
97789 |
115000 |
108396(+906) |
2007 |
150000(+5000) |
107515 |
155000(+5000) |
150807(+2366) |
2008 |
180000 |
|
185000 |
|
2009*** |
200000 |
|
202000 |
|
* - с учетом дополнительных квот
** - с учетом прошлогодней квоты
*** - предварительная квота
Источник: ГП «СМАП»
Из приведенной таблицы видно, что обе стороны «вкладываются» в оговоренные квоты. Трудности могут возникнуть разве что у перевозчиков, имеющих «грязные» машины (отвечающие стандарту Евро-0). В 2007 г. стороны выдали друг другу по 15 тыс. разрешений для таких транспортных средств, в 2008-2009 гг. квота определена на уровне 10 тыс., а с 2011 г. стороны решили прекратить обмен подобными «дозволами».
Вообще же предварительная квота на 2009 г. увеличена именно за счет «зеленых» универсальных разрешений «Евро-2» (с 40 до 45 тыс.) и вводимых впервые «Евро-3» (25 тыс.) При этом польских «дозволов» «Евро-1» будет получено на 10 тыс. меньше. С 5 до 2 тыс. разрешений будет также уменьшена квота для транзитных перевозок на польские порты. Таким образом, в сумме украинская сторона смогла нарастить квоту Польши на 17 тыс. «дозволов».
По обоюдному решению сторон, с 1 октября 2008 г. при определении экологической нормы транспортных средств контролирующие органы двух стран будут учитывать год выпуска автомобиля. Так, грузовики, изготовленные начиная с 1993 г., считаются удовлетворяющими стандарту Евро-1, с 1996 г. - Евро-2, с 2000 г. - Евро-3, с 2006 г. - Евро-4. Более высокие экологические нормы должны подтверждаться соответствующим сертификатом. При этом «зеленый» автомобиль может использовать разрешения более низких категорий.
Наряду с необходимостью открытия новых пунктов пропуска на границе между двумя странами еще одной серьезной проблемой были действующие пошлины на топливо, ввозимое в Польшу сверх нормы в 200 л. Несмотря на неоднократные напоминания о том, что это является нарушением двустороннего Соглашения о международных автомобильных перевозках, представители Министерства транспорта и строительства Польши ссылались на польскую таможню, которая им не подчинена.
Требование об отмене этого таможенного сбора вошло в известный «список 13», выдвинутый представителями АсМАП во время весенней забастовки этого года. К радости отечественных автоперевозчиков, этот вопрос был решен во время июльских встреч глав правительств двух стран. В результате Польша объявила об отмене ограничений на ввоз топлива с 1 декабря 2008 г.
Развивая тему снятия взаимных барьеров, украинская сторона предложила освободить отечественных перевозчиков от платежей за использование дорожной инфраструктуры на территории Польши. Аналогичный шаг по отношению к польским грузовикам Украина уже сделала.
Тема упрощения двусторонних перевозок была главной на прошедшем заседании. Озабоченность сторон ясна: приближается 2012 г. - дата проведения финальной части чемпионата Европы по футболу. В процессе подготовки объемы грузовых перевозок существенно возрастут, к чему страны с действующей системой взаимных квот могут оказаться не готовыми. Поэтому задуматься об определении категорий перевозок, которые будут осуществляться без выдачи разрешений, нужно уже сейчас.
Подобный скачок ожидает и двусторонние пассажирские автоперевозки, просто произойдет он не перед, а во время Евро-2012. И если действующие на данный момент квоты (50 разрешений для въезда пустого автобуса и 50 - для маятниковых перевозок) удовлетворяют имеющийся спрос, то, например, проблема простоя автобусов на границе требует скорейшего решения.
Для рассмотрения накопившихся вопросов, и в первую очередь возможностей либерализации перевозок, стороны согласились создать смешанную Рабочую группу, первое заседание которой должно состояться до конца текущего года.
Как прокомментировали ситуацию в ГП «Служба международных автомобильных перевозок» (СМАП), результаты, достигнутые за последнее время в области украинско-польских международных автоперевозок, следует считать перспективными. Оптимизм вселяет как решение давно наболевшей топливной проблемы, так и готовность сторон к укреплению дальнейшего сотрудничества. Возможно, эти шаги также помогут нашей стране быстрее стать полноценным членом европейской семьи.
Дмитрий Щербаков