Мариупольский порт и врачи-«убийцы»

Действия санэпидемслужбы грозят потерей традиционных для Мариупольского МТП грузопотоков угля и серы

В Донецком областном админсуде рассматривается иск Мариупольского порта к Госсанэпидемслужбе Украины об отмене запретов на перегрузку серы и угля. Еще в декабре прошлого года ведомство Главгоссанврача водного транспорта Украины Николая Голубятникова всерьез озаботилось проблемами экологии в Мариуполе. На первый взгляд, данный факт - логичная реакция на последствия аварий судов с серой и нефтепродуктами, которые произошли в ноябре в Керченском проливе. Но участники конфликта говорят и о его «подводных камнях».

Итак, 24 декабря 2007 г. Главгоссанврач Азовского бассейна А.Тарасенко подписал постановление №1 «О временном запрещении работ по перегрузке серы комовой и гранулированной в ГП «ММТП». Судя по номеру постановления, до этого претензий к нарушению Мариупольским портом экологических норм не было. В первый (и пока предпоследний) раз санэпидемслужба запрещала предприятию перерабатывать серу в 1996 г.

До начала 2008 г. оператором перевалки около 1 млн. т серы в год через Мариупольский порт выступал ведущий дилер «Астраханьгазпрома» - зарегистрированная в Монте-Карло компания Fedcominvest (FCI). Она принадлежит российскому химическому магнату Алексею Федорычеву - владельцу футбольного клуба Monaco, а также крупному акционеру ряда химических заводов, большинство которых расположено в Украине (Днепровский завод минудобрений, торговое ЗАО «Сумская химическая компания», черкасский «ЭкоАзот»).

По странному стечению обстоятельств, претензии санэпидемслужбы к перевалке серы в Мариуполе были озвучены вскоре после того, как компании А.Федорычева потеряли право быть посредником в реализации «газпромовской» серы. В начале этого года внешнеторговое подразделение «Газпрома», компания «Газэкспорт», приняло решение поменять генерального поставщика серы «Астраханьгазпрома».

По результатам тендера, проведенного осенью 2007 г., FCI потеряла права главного оператора российского экспорта серы. В соответствии с новой политикой «Газпрома», компания Midgulf (Иордания) обязалась в 2008 г. поставить порядка 600 тыс. т серы на рынки Иордании, Турции, Ливана, Египта, Израиля и Греции. 1,6 млн. т этого продукта поставит американская компания ICEC, еще 1 млн. т - германская промышленная группа Solvadis Group. Последняя компания взяла на себя обязательство поставить указанный объем серы в Марокко, американцы взялись за доставку серы в Китай, Индию, Тунис и страны Латинской Америки.

Запрет на перевалку серы сильно бьет по экономике ММТП. В случае выполнения требований СЭС, порт должен построить крытый комплекс для перевалки серы. Если грузоотправитель будет вынужден упаковывать серу в мешки, то возрастут его расходы. А сейчас на этом рынке борьба идет буквально за несколько центов на тонне.

В случае, если Мариуполь потеряет этот грузопоток, он, скорее всего, уйдет на российский порт Усть-Луга (Ленинградская область), который начал перевалку серы в прошлом году. Переход на терминал «Трансинвестсервис» в акватории порта «Южный» вряд ли возможен, т.к. указанная компания подконтрольна все тому же А.Федорычеву. Специализированный крытый комплекс по переработке серы мощностью 3 млн. т в год имеет также Ильичевский порт. Преимуществом Мариуполя перед этими вариантами, кроме привлекательного ж-д тарифа, является возможность догрузки морских сухогрузов серой на якорных стоянках Керченского пролива с судов, заходящих из р. Дон.

В начале года Мариупольский порт стал оспаривать запрет в Донецком окружном админсуде. В связи с этим 28 января А.Тарасенко подписал новое постановление «Об отсрочке выполнения Постановления Главгоссанврача Азовского бассейна №1 от 24.12.2007 г. «О временном запрещении работ по перегрузке серы комовой и гранулированной в ГП «ММТП» до 15.04.2008 г.»

31 марта 2008 г. в ситуацию непосредственно вмешивается главный санитарный врач водного транспорта Украины Николай Голубятников, который своим постановлением №655 вообще отменяет решение Главгоссанврача Азовского бассейна от 24 декабря 2007 г. В обосновании данного документа указано, что порт начал оптимизацию технологического процесса перегрузки серы, заключил договор на разработку ОВОС (оценка влияния на окружающую среду - tbu.com.ua), разработал техзадание на разработку ТЭО строительства специализированного перегрузочного комплекса, заключил договор на проведение ведомственного лабораторного контроля состояния окружающей среды и многое другое.

Казалось бы, проблема исчерпана. Но объективно это решение было вызвано стремлением остановить судебное разбирательство с прогнозируемым вердиктом в пользу порта, т.к. почти сразу, уже 18 апреля 2008 г., Н.Голубятников подписывает два новых постановления. Первое с 30.04.2008 г. запрещает перегрузку в Мариупольском МТП комовой серы, согласно второму с 30.06.2008 г. порт вынужден прекратить перевалку гранулированной серы. Главгоссанврач водного транспорта установил, что не выполняются требования «Государственных санитарных правил и норм для морских и речных портов», «Государственных санитарных правил планирования и застройки населенных пунктов» и «Государственных санитарных правил охраны атмосферного воздуха населенных пунктов (от загрязнения химическими и биологическими веществами)». А через три дня подписывается еще одно постановление - о запрете с 1 сентября 2008 г. перевалки угля. В случае выполнения этих постановлений порт потеряет более четверти своего грузооборота.

Переработка угля и серы в Мариупольском порту, тыс.т.

 

2005

2006

2007

Грузооборот всего, в т.ч.

14774,4

15829,0

17403,3

уголь

3532,1

3236,1

3498,7

сера

1316,0

754,8

1203,9

Примечание. В структуре перевалки угля в последние годы около 1/3 приходится на экспорт донецкого угля и около 2/3 на транзит из Кузбасса

Очевидно, что Мариупольский порт - не единственное предприятие в Украине, где эти правила не выполняются. Санитарно-защитная зона вокруг порта, согласно выдвинутым претензиям, должна составлять не менее 1 км, мало того, от 40 до 60% ее ширины должно быть озеленено. У ММТП есть два варианта - отказываться от перевалки или освобождать прилегающую территорию от общественных зданий и жилых домов с населением около 20 тыс. чел.

Странно, что санэпидемслужба ранее спокойно наблюдала за всеми этими «безобразиями». В среде транспортно-экспедиторского бизнеса Мариуполя нынешнее «рвение» Н.Голубятникова по защите окружающей среды объясняют давними хорошими отношениями с владельцем Fedcominvest. «Злые языки» утверждают, что Главгоссанврач водного транспорта в прошлом году даже побывал на дне рождения А.Федорычева в Монако.

В последние дни произошло событие, благодаря которому ситуация в Мариупольском порту может в очередной раз резко измениться. Распоряжением Кабмина от 28.05.2008 г. № 755-р был уволен по собственному желанию непосредственный руководитель Н.Голубятникова, Главгоссанврач Украины Николай Проданчук. Возможно, благодаря этим перестановкам ММТП сможет убрать санитарно-эпидемиологические препоны со своего пути.



Василий Бондарь

Все права защищены © Транспортный бизнес 2008-2024

Перепечатка материалов сайта в полном или сокращенном виде только с письменного разрешения редакции.
Для интернет-изданий при перепечатке обязательна гиперссылка www.tbu.com.ua