Львовский аэропорт сделают хабом?

Минтранссвязи решило несколько скорректировать концепцию развития аэропортов. Речь идет о новой системе приоритетов в области финансирования.

Во время церемонии начала строительства новой взлетно-посадочной полосы львовского аэропорта министр транспорта и связи Иосиф Винский сделал достаточно резонансное заявление - оказывается, приоритеты транспортного ведомства изменились. Вместо концентрации усилий на семи основных аэропортах (Борисполь, Львов, Одесса, Днепропетровск, Донецк, Симферополь, Харьков), проект «ужался» до трех - Киева, Львова и Донецка. По мнению министра, их как раз хватит для обслуживания Евро-2012.

Впрочем, и ранее заявлялось, что денег на всех не хватит, особенно в условиях финансового кризиса. Операторов рынка в основном интересовало, кого, собственно, сократят. Выяснилось, что пока есть только три счастливчика, а остальные должны передать аэропорты в ведение Минтранссвязи и только тогда, возможно, получат финансирование.

Собственно, И.Винский и не скрывал - Кабмин будет финансировать аэропорты, которые перейдут из коммунальной собственности в государственную. Именно при таких условиях в госбюджете найдутся средства. Они в принципе и находились - в прошлом году обещали 500 млн. грн. На 2009 г. цифра варьировалась от одного до двух миллиардов гривен, правда, до сих пор не ясно, сколько именно поступило на счета аэропортов.

В противном случае местные власти должны будут искать средства на развитие «воздушных ворот» самостоятельно. Предупреждения звучали многократно, но, судя по всему, руководство на местах всерьез это не воспринимало. В Одессе было объявлено о начале реконструкции аэропорта под Евро-2012 за счет средств местного бюджета и привлеченных инвестиций. В Харькове также объявили о решении обойтись собственными средствами, хотя и прозвучали достаточно осторожные заявления о желании получить финансирование из госбюджета.

Ситуация в Днепропетровске вообще стала предметом разбирательств на СНБО. Предприятие оказалось чуть ли не на все 100% заложенным под кредиты группы «Приват». Так что вопрос отпадал сам собой - без решения о разделения аэропорта и авиакомпании «Днеправиа» (которые являются на сегодня объединенным авиаотрядом и не подлежат приватизации) о передаче аэропорта в какое-либо управление речь не идет. А без реструктуризации долгов это попросту невозможно.

Все дискуссии о передаче аэропортов проходили на фоне некой интриги. По ранее озвученным сценариям, Украина может принять чемпионат в четырех городах: Киеве, Львове, Донецке, Днепропетровске, плюс резерв - Харьков и Одесса. Но на самом деле скептики говорят, что реально этот список может сократиться до двух городов (Киев, как основной, а также Львов или Донецк) из-за банальной неготовности инфраструктуры.

Эта интрига сыграла свою роль. Руководство транспортного ведомства получило новые козыри: хотите участвовать в чемпионате (и соответственно получить финансирование на развитие) - переходите под государственное крыло. Поэтому показательной стала презентация реконструкции львовского аэропорта.

Данный аэропорт находился в ведении Минобороны. Военные на протяжении последних пяти лет достаточно прохладно относились к идее его реконструкции или передачи другому министерству. О серьезной борьбе за объект говорят и многочисленные судебные иски, и заявления руководства гражданского ведомства. После очередного отпора военных в прессе появилось сразу несколько проектов развития аэропортов на западной границе - предлагалось вместо Львова реконструировать аэропорт в Ивано-Франковске, Луцке и даже давно заброшенный военный аэродром в Стрые. Намек явно поняли правильно, и распоряжением Кабмина от 18.06.2008 г. №889-р аэродром был передан с баланса Минобороны на баланс Минтранссвязи.

Транспортное ведомство буквально за полгода «выдало на гора» целую концепцию развития аэропорта. Львов сразу же стал привлекательным для целого ряда авиакомпаний, более того, получил статус так называемого регионального хаба, т.е. площадки, где будут состыкованы региональные и дальнемагистральные рейсы. Таким образом, появилась возможность развивать сеть перевозок, предлагая пассажирам максимально удобные стыковки между рейсами.

По словам И.Винского, Львов стал одним из трех национальных аэропортов, в которых будут развиваться авиаперевозки в приоритетном порядке. Взлетно-посадочная полоса будет удлинена с 2510 м до 3500 м. Построят и целый комплекс новых пассажирских и грузовых терминалов.

Правда, в вопросе удлинения ВПП вышел конфуз. Вначале руководитель аэропорта Александр Загрева заявил, что длина полосы увеличится на 700 м, т.е. до 3,2 км. Именно такие данные содержаться в информационных материалах. Однако после общения с министром транспорта в официальных заявлениях полоса «удлинилась» до 3,5 км. Этот парадокс журналистам объяснить так и не смогли.

Lviv_airport_genplan.jpg

Собственно такие же информационные «трансформации» наблюдались и в сфере строительства терминалов. Их будет построено сразу два - предполагается реконструировать существующее здание аэровокзала и рядом построить новый. Основным станет новое здание - его общая площадь составит 37 тыс. кв. м (основной терминал B в аэропорту Борисполь имеет площадь порядка 27 тыс. кв. м), с пропускной способностью 1 тыс. пасс. в час (в Борисполе при меньшей площади сейчас обслуживается порядка 2,1-3 тыс. пасс. в час). Существующий терминал реконструируют и увеличат пропускную способность в 4 раза до 800 пассажиров в час.

Lviv_airport_pass_infrastr.jpg

Lviv_airport_new_aerovokzal.jpg

Еще один актуальный вопрос - финансирование. Перевод аэропорта в сферу Минтранссвязи еще не гарантия получения средств. На сегодня строительство ВПП уже началось, ведутся земляные работы, завершение строительства ожидается к концу 2010 г. При этом в начале 2010 г. аэропорт будет закрыт на 4 месяца для проведения реконструкции ВПП. На этот период все рейсы из львовского аэропорта будут переведены в Ивано-Франковск.

В то же время работы по строительству нового терминала продлятся до конца 2011 г. Сейчас заканчиваются все предпроектные работы, и к 1 июля текущего года предполагается утвердить ТЭО. Стоимость строительства оценивается в 1,1 млрд. грн. Отвечая на вопросы журналистов по поводу источников финансирования, И.Винский отметил, что часть средств на ВПП (978,58 млн. грн.) выделят из госбюджета, из них в рамках госпрограммы подготовки к Евро-2012 - 778,69 млн. грн.

Отметим, что в 2008 г. по этой линии выделили 5087,8 тыс. грн. (39,7% от запланированного объема). В 2009 г. планируется перечислить из госбюджета 186,89 млн. грн. Однако настораживает тот факт, что до сих пор не известно, кто именно выступит инвестором строительства терминалов и выделит недостающие средства на ВПП…



Сергей Баталин

Все права защищены © Транспортный бизнес 2008-2024

Перепечатка материалов сайта в полном или сокращенном виде только с письменного разрешения редакции.
Для интернет-изданий при перепечатке обязательна гиперссылка www.tbu.com.ua