По версии Министра транспорта и связи, уже в ближайшее время на внутриукраинских рейсах будут курсировать чуть ли не десяток бюджетных авиакомпаний. Но одним из условий, для того чтобы рынок действительно понизил цены, чиновники министерства называют: строительство нового аэропорта под Киевом стоимостью в несколько миллиардов долларов. Таким образом, цена дешевых авиабилетов уже определена - государству надо найти новые миллиарды.
Поддержка министром транспорта и связи проектов бюджетных авиакомпаний (т.н. low-cost перевозчиков) сыграла с Иосифом Винским злую шутку. На первый взгляд, они должны серьезно снизить стоимость авиаперелетов, но если разобраться в сути, становится понятно, что создается гигантская многомиллиардная пирамида. Ради дешевых авиабилетов государство вынуждено будет потратить сотни миллионов долларов на поддержку различных инфраструктурных проектов, в частности, строительства новых терминалов в региональных аэропортах и строительство нового аэропорта под Киевом.
«Мы ведем переговоры с австрийской, немецкой, французской и арабской авиакомпаниями, - заявил И.Винский на пресс-конференции в Кабмине. - «Все четыре компании предварительное согласие на работу в Украине уже дали… Параллельно с этим мы работаем с нашими авиакомпаниями - Аэросвитом и МАУ. Почему только чужие должны возить нас дешево? Украинские авиакомпании первыми должны были побеспокоиться о снижении цен на авиаперевозки в нашем государстве».
Кроме упомянутых перевозчиков, в различных интервью периодически «всплывают»: словацкая SkyEurope, активно работающая на российском рынке, Centralwings, CarpatAir (последняя правда уже начала осуществлять рейсы в Украину, но не внутренние) и ряд других. Все это, по мнению чиновников, должно убедить общественность в том, что эра дешевых авиабилетов если и не наступила, то вот-вот наступит. Условия же для перевозчиков элементарны - снизить цены, завести в Украину современные самолеты и внедрять технологию продаж через Интернет. Казалось бы, они все должны просто обивать пороги чиновников.
Однако, судя по характеру заявлений, в деле продвижения дешевых авиалиний у министерства не все в порядке. Взять хотя бы немецкую Germanwings - дочернее предприятие Lufthansa. Первоначально заявлялось, что определенные договоренности по началу полетов в Украине появятся еще в середине июня. Однако уже в июле И.Винский заявил - переговоры идут и авиакомпания обязательно зайдет на украинский рынок. Просто у компании есть проблемы с самолетами. То ли они недостаточно современны (что маловероятно), то ли она не готова их базировать в Украине (более реалистичный вариант) - в общем надо немного подождать. Что само за себя уже говорит - министр настроен слишком оптимистично, либо ему просто необходим этот оптимизм, чтобы показать - инициатива перспективная и ее следует поддержать.
Самый элементарный тест - опрос перевозчиков показывает: они еще не готовы говорить о какой-то конкретике. Единственное исключение - это авиакомпания Air Arabia. Она действительно подтверждает свое вхождение на рынок…, но с определенными оговорками - пока что с октября она планирует летать из Шарджи (ОАЭ) в Киев. Цена при этом составит порядка $200-300, для сравнения сейчас уровень цен на данном направлении от $400 до 800. Про внутриукраинскую программу - ничего определенного.
Что же касается других «иностранцев», то они в основном намерены работать на международных рейсах и именно на них сокращать цены, правда и тут есть определенные оговорки. Вся проблема в сложившейся системе межправительственных соглашений. Они предполагают квотирование рейсов. Т.е. с каждой стороны можно выполнить только определенное количество рейсов. Таким образом, если украинская компания начинает полеты в Лондон, то и британская сторона имеет право на выполнение такого же количества рейсов в Украину. Такая же ситуация с Германией и Италией.
Поэтому и на международных рейсах снижение цен в ближайшее время маловероятно хотя бы из-за процедурных проблем при согласовании новых межправительственных соглашений. Что выглядит наиболее реальным, так это попытка получить госфинансирование под некий грандиозный проект, прикрываясь при этом благородной идеей снижения цен на авиабилеты.
Именно такой проект представил руководитель транспортного ведомства - это строительство нового аэропорта под Киевом. Предполагалось, что им станет аэропорт в Большой Бугаевке, под Васильковом. Данный проект разрабатывался еще в советские времена. Туда планировалось перенести аэропорт из Жулян. Однако основная проблема в том, что его надо строить с нуля, т.е. осваивать придется миллиарды.
В то же время странно, что чиновники с таким упорством отстаивают вариант Бугаевки и «забывают» про военные аэродромы - в Узине и Белой Церкви. Там по крайней мере есть взлетно-посадочные полосы и определенная инфраструктура, соответственно инвестиции в них будут гораздо меньше. Но в министерстве считают, что военным надо отдать грузовые проекты, а в пассажирские вкладывать миллиарды. Из госбюджета. Ради будущего снижения цен.
Сергей Баталин