Ливийское дежа-вю Украины

Отличительной чертой советских, а затем и украинских политиков всегда считалась «показуха». Благодаря ей удается выдать желаемое за действительное и показать «достойную работу». Возможно, именно поэтому результаты визита Президента Украины в Ливию и произвели впечатление дежа-вю.

Особенно оно усилилось при прочтении заголовков информационных сообщений. Судите сами:

- Ливия заинтересована в скорейшем создании украинской авиарембазы в Триполи;

- Украина готова создать авиарембазу в Ливии после поставки самолетов Ан-140;

- Ливия готова стать равноправным участником проекта Ан-70, разделяя все риски и прибыли;

- Украина рассматривает возможность участия в восстановлении грузового флота и парка авиатехники Ливии;

- Украина имеет преимущество на ливийском рынке - Виталий Гайдук;

- Украина поставит Ливии два самолета Ан-74 и четыре Ан-32.

Только вот заголовки эти датированы октябрем 2003 и январем 2004 гг.

А вот уже свежие, - апреля 2008 г.:

- Президент пригласил Каддафи посетить с официальным визитом Украину;

- Каддафи посетит Украину в текущем году - Президент;

- Киев и Триполи договорились возобновить разведку и добычу нефти и газа на ливийской территории - Президент;

- Украина стремится участвовать в экономических проектах Ливии - Президент;

- Украина надеется в течении недели начать реализацию проекта по ремонту самолетов и вертолетов в Ливии - Президент;

- Президент намерен назначить представителя по выполнению украинско-ливийских договоренностей;

- В четвертом квартале 2008 г. Украина передаст Ливии Ан-74 vip-класса.

Если заменить фамилию Кучма на Ющенко и исправить дату, то разница не будет заметна даже самому внимательному читателю.

С одной стороны заявления об успехах в самом ближайшем будущем: поставка трех самолетов Ан-74, создание ремонтной базы для самолетов и вертолетов, назначение ответственных чиновников и совместная разработка крупных экономических проектов в области авиации, нефте- и газодобычи. С другой - срыв поставок, безвозвратная потеря четырех лет, абсолютное невыполнение деловых обязательств…

Подобные заявления, прозвучавшие сразу после возбуждения Хозяйственным судом Харьковской области дела о банкротстве ХГАПП - серийного завода, собирающего самолеты Ан-74 всех модификаций, ярко демонстрируют степень информированности руководства государства и их действительное отношение к проблемам авиационной отрасли.

Факты же, наличие достоверной информации о которых позволило бы Президенту воздержаться от очередных громких и заведомо невыполнимых международных обязательств, таковы:

- по заявлению народного депутата Вячеслава Богуслаева кредиторская задолженность ХГАПП составляет 1 млрд. 700 млн. грн., то есть около $300 млн., а даже в лучшие годы прибыль не превышала 5 млн. В 2002 г., когда гендиректор Павел Науменко возглавил предприятие, кредитный портфель был в 10 раз меньше;

- Начальник УСБУ в Харьковской области Андрей Мухатаев заявил, что дебиторская задолженность предприятия составляет: госпредприятию «Торговый дом» (Харьков) - 131 млн. грн., компании «ИнтерАми»(Харьков) - 32 млн. грн., «Аэромост-Харьков» - 11 млн. грн., причем бывший гендиректор П.Науменко является их учредителем, что не помешало ему же брать новые кредиты;

- сорван договор на поставку двух самолетов Ан-74ТК-300 лизинговой компании «Укртранслизинг» ( около 200 млн. грн.);

- сорван контракт на поставку трех транспортных самолетов Ан-74Т-200А в Египет - после получения предоплаты на половину суммы с задержкой более чем на год, поставлен только один самолет;

- после катастрофы расторгнут контракт на поставку пяти самолетов Ан-140-100 в Азербайджан;

- аннулирован контракт на поставку пяти самолетов Ан-140-100 для компании Air Libya (условия предусматривали поставку через семь месяцев после оплаты в $45 млн. при нынешней стоимости одного воздушного судна около $12 млн.);

- постоянно срывается график поставок самолетокомплектов IrАн-140 по контракту с Ираном, при этом их стоимость возросла почти в два раза;

- фактически прекращены попытки заключения прямых контрактов с Венесуэлой на поставку самолетов типа Ан-74;

- сорваны сроки поставки трех самолетов Ан-74ТК300 и Ан-74ТК200С в Ливию, хотя значительная часть денежных средств по этому контракту заводом уже получена;

- реальные объемы производства сократились за два прошедших года почти в четыре раза - ни одного самолета не было выпущено;

- резко возросла текучесть кадров - с завода начали увольняться даже те, кто пережил постперестроечные годы.

Результаты проверки использования Минпромполитики средств госбюджета показали, что деньги, предусмотренные на развитие самолетостроения, используются неэффективно.

Кроме того, отсутствует взаимосвязь между выделением бюджетных средств и результатами их использования, следствием чего являются неутешительные перспективы отрасли. К соответствующему выводу пришла коллегия Счетной палаты непосредственно перед визитом президента в Ливию, рассмотрев итоги проведенной проверки.

Что касается обещанного ливийцам VIP самолета Ан-74ТК-300, то на сегодняшний день он существует лишь в одном экземпляре, полученном путем переделки серийной «семьдесят четверки» в апреле 2001 года. Причем ее эксплуатации в ГАК «Украина» не помогли многочисленные переименования, последнее из которых UR-YVA совпадает с инициалами президента, давшего столь неосмотрительные обещания. Уж ситуацию-то с самолетом, носящим его имя и «не возящим» его самого, В.Ющенко должен был бы знать.

Что же до египетского контракта, то специалистов из Минпромполитики насторожила его крайне низкая цена еще в момент заключения. Последующая задержка, связанная с проблемами, возникшими при разработке новой модификации самолета, превратила его в полностью убыточный для предприятия. Поэтому в качестве компенсации заказчику передавалась даже заводская машина. К счастью, посетив сразу после Ливии Египет, Президент авиационную тему не поднимал…

По словам находящегося под судом П.Науменко, сегодня по действующим и подписанным контрактам в заделе ХГАПП находится 55 самолетов. Даже если не все эти контракты подобны египетскому, то, пользуясь авиационной терминологией, выход завода, который должен воплотить в жизнь слова Президента, из штопора возможен только в отвесное пике…



Александр Яровой

Все права защищены © Транспортный бизнес 2008-2024

Перепечатка материалов сайта в полном или сокращенном виде только с письменного разрешения редакции.
Для интернет-изданий при перепечатке обязательна гиперссылка www.tbu.com.ua