Литвин лишит Молдову выхода в Мировой океан?

Украина может выступить с инициативой пересмотра договора с Молдовой о государственной границе в части передачи участка земли на берегу Дуная. Тем самым наш южный сосед утратит статус морской державы.

В последние дни активизировалась информационная кампания в связи с невыполнением Молдовой договора с Украиной о государственной границе. Все началось с заседания ВР 20 января, на котором рассматривался второстепенный вопрос ратификации межправительственного соглашения о содержании мостов на украинско-молдовской границе. В ходе обсуждения, о поддержке законопроекта заявили депутаты от ПР, НУНС и БЮТ.

Но депутат от Блока Литвина Олег Зарубинский заявил, что «правовыми аспектами принятия соглашения среди прочего является Соглашение между Украиной и Республикой Молдова о Государственной границе от 18 августа 1999 г. Настоящее соглашение было ратифицировано Верховной Радой (закон от 6 апреля 2000 г). Так вот, по результатам договоренностей между Украиной и Молдовой должен был состояться обмен территориями. Наша страна должна была уступить часть береговой линии на Дунае, создав условия для выхода этого государства к морю. В свою очередь Молдова, согласно Дополнительному протоколу, обязалась передать в собственность Украины часть автомобильной дороги Одесса - Рени протяженностью 7,7 км, в районе населенного пункта Паланка, а также земельного участка, по которому она проходит.

Украинская сторона выполнила свои обязательства, в т.ч. и относительно передачи 24 гектаров земли в районе села Джурджулешты, где сейчас молдовская сторона построила нефтяной терминал и активно строит универсальный порт. В то же время Молдова свои обязательства так и не выполнила. В связи с этим, О.Зарубинский высказал сомнения о возможности ратификации новых соглашений с государством, которое не выполняет ранее подписанные договоры. Особенно если учесть, что это соглашение не выполняется уже 10 лет.

Комментируя это заявление, глава парламентского комитета по международным делам Олег Билорус (БЮТ) отметил, что украинская делегация на сессиях межпарламентской комиссии «активно, настойчиво и жестко ставит вопрос перед молдовской стороной о невыполнении ею договорных обязательств о передаче семикилометрового участка автомобильной дороги в районе села Паланки. Последнее заседание было в Кишиневе. Молдовская сторона обещала после всех - парламентских, президентских - выборов ратифицировать это соглашение и выполнить свои обязательства».

О.Билорус также отметил, что «появляются новые претензии по акватории в районе Джурджулешты, где снова они просят довыделить им полтора гектара водной поверхности реки для того, чтобы они более комфортно разместили нефтяные терминалы и нефтеперерабатывающий завод. Мы дали разрешение им выйти в мировой океан, мы пожертвовали большой частью своей территории и мы должны добиться, чтобы Республика Молдова, которая рассматривает Украину, как одного из гаранта в переговорном процессе «пять плюс один», выполняла свои обязательства и не оглядывалась на соседа (видимо Румынию - tbu.com.ua), который шепчет: «не выполняй, не выполняй».

Председатель ВР Владимир Литвин явно был готов к подобной инициативе своего коллеги по фракции О.Зарубинского. В связи с чем озвучил нетипично жесткое, как для одного из первых лиц государства Украина, предложение. А именно ратификацию соглашения по мостам отложить. Поручить МИДу и Кабмину немедленно предоставить информацию, на каких основаниях был осуществлен обмен территориями (пока односторонний - tbu.com.ua) и как это соответствует Конституции, т.к. референдума по этому поводу не было.

А если и дальше так будет продолжаться, то потребовать от МИДа «внести предложение о денонсации настоящего соглашения и наведение порядка в этом вопросе, так как все кому не лень, посягают на украинские территории». Причем, этот вопрос будет рассмотрен уже на первой пленарной неделе следующей сессии ВР.

Здесь необходимо напомнить, что молдавский порт Джурджулешты является сегодня прямым конкурентом украинского порта Рени. А нефтетерминал в молдавском порту несет техногенную угрозу именно для украинской части Дуная и его дельты. Особенно для Дунайского биосферного заповедника, в районе которого в итоге осядет основной объем нефти и нефтепродуктов в случае разлива. При этом, уже построив нефтетерминал, Молдова так и не предоставила Украине, согласно международным нормам, всю документацию о возможном техногенном влиянии этого объекта.

Ситуация выглядит парадоксально. И если решение проблемы связанные с проведением границы в Азовском море и Керченском проливе, между Украиной и РФ имеет, судя по всему, весьма отдаленные перспективы, то в случае с Молдовой соглашение давно подписано, но десять лет украинские власти не могут добиться от Молдовы его выполнения. Почему собственно Украина должна поступаться национальными интересами в угоду политической конъюнктуре в соседней стране?



Василий Бондарь

Все права защищены © Транспортный бизнес 2008-2024

Перепечатка материалов сайта в полном или сокращенном виде только с письменного разрешения редакции.
Для интернет-изданий при перепечатке обязательна гиперссылка www.tbu.com.ua