Если государство не обратит внимание на проблему дефицита пунктов пропуска через границу, в ближайшее время можно ожидать коллапса при пересечении границ. Многокилометровые пробки на подходах к границе станут традиционными, а продажа мест в очередях - традиционным бизнесом в приграничной зоне.
Пограничников в данном случае спасает кризис, который существенно сократил объемы перевозок - в среднем на 70%. Дефицит пунктов пропуска на Западной границе оценивается по крайней мере в 10 единиц. Согласно международным нормам, пункты пропуска должны располагаться через каждые 25-30 км границы. Например, на германско-польской границе протяженностью 456 км, до присоединения Польши к Шенгенскому, соглашению действовало 36 пунктов пропуска, т.е. на 12 км границы один переход.
В Украине же этот показатель, по крайней мере, в четыре раза больший. Так, при наличии 218 пунктов пропуска (на всем протяжении границы), потребность в строительстве оценивается в 216 единиц, в том числе 167 местных (стоимость которых составляет в 361,34 млн. грн.). При этом, из существующих 218, в реконструкции нуждается порядка 60 пунктов, на что необходимо 247,502 млн. грн.
Если же взять отдельно Западную границу, то ситуация выглядит еще более сложной. По данным Госпогранслужбы, сейчас на границе с Польшей функционирует 12 пунктов пропуска, при этом, по разным версиям, до 2012 г. планировалось открыть еще 5-7, на что планировалось выделить 73,912 млн. грн. В 2009 г. - «Нижанковичи/Мальховице» (18,78 млн. грн.), «Адамчуки» (19,802 млн. грн.); в 2010 г. - «Боберка (Журавин)» (12,7 млн. грн.), «Белз/Будынин» (10,734 млн.грн.), «Угрынев/Долгобычув» (11,896 млн. грн.).
На словацкой границе предполагалось, к существующим пяти пунктам, построить еще 3 (стоимость работ 28,552 млн. грн.), на венгерской - два пункта (сейчас работает пять). Как видно из этих данных, наиболее сложная ситуация на украино-польской границе.
Ситуацию по дефициту пропускной способности характеризует таблица машинопотока накануне кризиса, приведенная в таблице.
Название пункта |
Пропускная способность пункта пропуска
по легковому автотранспорту (в среднем за сутки) |
Пункт пропуска |
Проектная |
Фактически оформляется |
«Краковец» |
2000 |
3000 |
«Шегини» |
700 |
2400 |
«Смильница» |
1300 |
2030 |
Если взять пункт пропуска Смильница-Кросценко, то данный переход «спасло» присоединение Польши к Шенгенскому соглашению. До вступления в силу новых правил, здесь перегруженность составляла 500%. В 2008 г. поток сократился и границу тут пересекли «всего» 2 млн. чел. и 740 тыс. автомобилей, что почти в два раза превышает пропускную способность данного комплекса.
Однако, несмотря на такую катастрофическую ситуацию, руководство Госпогранслужбы, Гостаможслужбы и других ведомств, ответственных за обустройство границы, постоянно кивают на отсутствие финансирования и проблемы с согласованием документов на открытие пунктов пропуска с сопредельными государствами.
Так, например, пункт пропуска «Лубня-Волосате» планировали открыть еще в 2003 г., затем уже в 2005 г. президент давал поручение до конца года открыть данный пункт пропуска, однако процесс до сих пор не завершен. Глава Гостаможслужбы Анатолий Макаренко отмечает, что во всем виновата Польша. С украинской стороны все технические вопросы давно решены, более того местные власти всячески способствуют открытию пункта пропуска, т.к. на территории Закарпатской области в настоящее время расположены 18 пунктов перехода Украины с Румынией, Венгрией и Словакией, но ни одного нет лишь с Польшей.
Одной из причин этого эксперты называют проблемы с согласованием открытия на уровне ЕС. Дело в том, что в европейских структурах очень сильно экологическое лобби, которое любое решение принимает исключительно через призму соблюдения экологических норм, а с этим как раз и проблемы. Дело в том, что данный пункт пропуска находится на территории международного биосферного резервата «Восточные Карпаты». С польской стороны это зона абсолютной охраны «Бещадского парка народового», с украинской - зона регулированной рекреации «Ужанского национального природного парка». Как бы то ни было сейчас обе страны вышли на финишную прямую, осталось только собственно открыть пункт.
Аналогичная ситуация и с другими пунктами, кроме уже указанных переходов, которые планировалось открыть в 2009-2010 гг., ведутся переговоры по пунктам «Грушив-Будомеж» и «Мшанець-Быстрое». Однако кроме проблем согласования и финансирования есть еще такая проблема как обустройства инфраструктуры, ведь мало просто построить пункт пропуска и его оборудовать, необходимы еще подъездные пути. Например, для пункта пропуска «Нижанковичи-Мальговичи» необходимо построить подъездную дорогу, на что необходимо 90 млн. грн., в то время как госпрограммой обустройства госграницы на все западное направление предполагается выделение всего порядка 300-350 млн. грн. Как за эти деньги открыть хотя бы десяток пунктов пропуска не ясно.
Есть проблема и в «менталитете» самих пограничников и таможенников. Так, согласно технологической схеме работы, на оформление легкового автомобиля с тремя пассажирами чиновникам предоставляется 2–3 минуты. Исходя из этого, в час, в одном направлении можно оформить 40- 60 машин, а за смену - 480-720, реально же из-за отсутствия необходимого оборудования и отсутствия достаточного количества автоматизированных рабочих мест объемы гораздо меньшие.
Чтобы «ускорить» процесс необходимо еще несколько сотен миллионов гривень, которые в условиях кризиса взять просто неоткуда. Между тем, эта сумма в ближайшее время может еще возрасти за счет внедрения системы биометрического контроля на границах, которую планируют ввести уже с 1 января 2010 г. Руководство Госпогранслужбы обещало освоить эту технологию всего за 12 млн. грн., тогда как эксперты оценивали работы в сумму в десятки раз большую. А только биометрическими системами обустройство не ограничиться.
Пока что ситуацию спасает кризис, однако уже к концу года, по прогнозам, пассажиро- и грузопотоки начнут восстанавливаться и тогда встанет вопрос, а собственно за какие средства Госпогранслужба и Гостаможслужба собираются справляться с дефицитом пропускных способностей.
Сергей Баталин