Кризис спасает пограничников?

Если государство не обратит внимание на проблему дефицита пунктов пропуска через границу, в ближайшее время можно ожидать коллапса при пересечении границ. Многокилометровые пробки на подходах к границе станут традиционными, а продажа мест в очередях - традиционным бизнесом в приграничной зоне.

Пограничников в данном случае спасает кризис, который существенно сократил объемы перевозок - в среднем на 70%. Дефицит пунктов пропуска на Западной границе оценивается по крайней мере в 10 единиц. Согласно международным нормам, пункты пропуска должны располагаться через каждые 25-30 км границы. Например, на германско-польской границе протяженностью 456 км, до присоединения Польши к Шенгенскому, соглашению действовало 36 пунктов пропуска, т.е. на 12 км границы один переход.

В Украине же этот показатель, по крайней мере, в четыре раза больший. Так, при наличии 218 пунктов пропуска (на всем протяжении границы), потребность в строительстве оценивается в 216 единиц, в том числе 167 местных (стоимость которых составляет в 361,34 млн. грн.). При этом, из существующих 218, в реконструкции нуждается порядка 60 пунктов, на что необходимо 247,502 млн. грн.

Если же взять отдельно Западную границу, то ситуация выглядит еще более сложной. По данным Госпогранслужбы, сейчас на границе с Польшей функционирует 12 пунктов пропуска, при этом, по разным версиям, до 2012 г. планировалось открыть еще 5-7, на что планировалось выделить 73,912 млн. грн. В 2009 г. - «Нижанковичи/Мальховице» (18,78 млн. грн.), «Адамчуки» (19,802 млн. грн.); в 2010 г. - «Боберка (Журавин)» (12,7 млн. грн.), «Белз/Будынин» (10,734 млн.грн.), «Угрынев/Долгобычув» (11,896 млн. грн.).

На словацкой границе предполагалось, к существующим пяти пунктам, построить еще 3 (стоимость работ 28,552 млн. грн.), на венгерской - два пункта (сейчас работает пять). Как видно из этих данных, наиболее сложная ситуация на украино-польской границе.

Ситуацию по дефициту пропускной способности характеризует таблица машинопотока накануне кризиса, приведенная в таблице.

Название пункта

Пропускная способность пункта пропуска

по легковому автотранспорту (в среднем за сутки)

Пункт пропуска

Проектная

Фактически оформляется

«Краковец»

2000

3000

«Шегини»

700

2400

«Смильница»

1300

2030

Если взять пункт пропуска Смильница-Кросценко, то данный переход «спасло» присоединение Польши к Шенгенскому соглашению. До вступления в силу новых правил, здесь перегруженность составляла 500%. В 2008 г. поток сократился и границу тут пересекли «всего» 2 млн. чел. и 740 тыс. автомобилей, что почти в два раза превышает пропускную способность данного комплекса.

Однако, несмотря на такую катастрофическую ситуацию, руководство Госпогранслужбы, Гостаможслужбы и других ведомств, ответственных за обустройство границы, постоянно кивают на отсутствие финансирования и проблемы с согласованием документов на открытие пунктов пропуска с сопредельными государствами.

Так, например, пункт пропуска «Лубня-Волосате» планировали открыть еще в 2003 г., затем уже в 2005 г. президент давал поручение до конца года открыть данный пункт пропуска, однако процесс до сих пор не завершен. Глава Гостаможслужбы Анатолий Макаренко отмечает, что во всем виновата Польша. С украинской стороны все технические вопросы давно решены, более того местные власти всячески способствуют открытию пункта пропуска, т.к. на территории Закарпатской области в настоящее время расположены 18 пунктов перехода Украины с Румынией, Венгрией и Словакией, но ни одного нет лишь с Польшей.

Одной из причин этого эксперты называют проблемы с согласованием открытия на уровне ЕС. Дело в том, что в европейских структурах очень сильно экологическое лобби, которое любое решение принимает исключительно через призму соблюдения экологических норм, а с этим как раз и проблемы. Дело в том, что данный пункт пропуска находится на территории международного биосферного резервата «Восточные Карпаты». С польской стороны это зона абсолютной охраны «Бещадского парка народового», с украинской - зона регулированной рекреации «Ужанского национального природного парка». Как бы то ни было сейчас обе страны вышли на финишную прямую, осталось только собственно открыть пункт.

Аналогичная ситуация и с другими пунктами, кроме уже указанных переходов, которые планировалось открыть в 2009-2010 гг., ведутся переговоры по пунктам «Грушив-Будомеж» и «Мшанець-Быстрое». Однако кроме проблем согласования и финансирования есть еще такая проблема как обустройства инфраструктуры, ведь мало просто построить пункт пропуска и его оборудовать, необходимы еще подъездные пути. Например, для пункта пропуска «Нижанковичи-Мальговичи» необходимо построить подъездную дорогу, на что необходимо 90 млн. грн., в то время как госпрограммой обустройства госграницы на все западное направление предполагается выделение всего порядка 300-350 млн. грн. Как за эти деньги открыть хотя бы десяток пунктов пропуска не ясно.

Есть проблема и в «менталитете» самих пограничников и таможенников. Так, согласно технологической схеме работы, на оформление легкового автомобиля с тремя пассажирами чиновникам предоставляется 2–3 минуты. Исходя из этого, в час, в одном направлении можно оформить 40- 60 машин, а за смену - 480-720, реально же из-за отсутствия необходимого оборудования и отсутствия достаточного количества автоматизированных рабочих мест объемы гораздо меньшие.

Чтобы «ускорить» процесс необходимо еще несколько сотен миллионов гривень, которые в условиях кризиса взять просто неоткуда. Между тем, эта сумма в ближайшее время может еще возрасти за счет внедрения системы биометрического контроля на границах, которую планируют ввести уже с 1 января 2010 г. Руководство Госпогранслужбы обещало освоить эту технологию всего за 12 млн. грн., тогда как эксперты оценивали работы в сумму в десятки раз большую. А только биометрическими системами обустройство не ограничиться.

Пока что ситуацию спасает кризис, однако уже к концу года, по прогнозам, пассажиро- и грузопотоки начнут восстанавливаться и тогда встанет вопрос, а собственно за какие средства Госпогранслужба и Гостаможслужба собираются справляться с дефицитом пропускных способностей.



Сергей Баталин

Все права защищены © Транспортный бизнес 2008-2024

Перепечатка материалов сайта в полном или сокращенном виде только с письменного разрешения редакции.
Для интернет-изданий при перепечатке обязательна гиперссылка www.tbu.com.ua