В течение апреля - первой половины мая на рынке контейнерного тоннажа наблюдались противоречивые тенденции.
Практически весь апрель Braemar Container Index показывал отрицательную динамику, и опустился до переломной отметки в 100 пунктов, однако в течение первых двух недель мая обрел «второе дыхание» и стал понемногу восстанавливаться.
Динамика Braemar Container Index в апреле - мае 2011 г.
Контейнеровместимость тоннажа, TEU |
Наличие грузовых средств |
Контейнерный индекс |
08.04.11 |
18.04.11 |
25.04.11 |
16.05.11 |
510 |
GL |
4.83 |
4.83 |
4.83 |
4.83 |
700 |
GL |
6.10 |
6.10 |
6.10 |
6.25 |
750 |
G |
6.43 |
6.43 |
6.43 |
6.43 |
1000 |
G |
8.50 |
8.45 |
8.40 |
8.40 |
1100 |
G |
10.56 |
10.28 |
10.11 |
10.28 |
1350 |
G |
8.14 |
8.14 |
8.14 |
8.14 |
1600 |
GL |
9.30 |
9.08 |
9.08 |
9.08 |
1700 |
G |
8.51 |
8.51 |
8.51 |
8.77 |
1750 |
G |
8.70 |
8.70 |
8.70 |
9.34 |
2000 |
G |
4.00 |
3.86 |
3.71 |
3.71 |
2500 |
G |
7.30 |
7.05 |
6.88 |
7.01 |
2800 |
GL |
7.65 |
7.54 |
7.43 |
7.58 |
3500 |
GL |
6.52 |
6.52 |
6.36 |
6.36 |
4500 |
GL |
5.83 |
5.52 |
5.31 |
5.52 |
Итого |
|
102.26 |
101.01 |
100.00 |
101.71 |
G - с грузовыми средствами GL - без грузовых средств
Источник: Braemar Container Shipping & Chartering Ltd.
По данным гамбургских брокеров Contex, в течение апреля 2011 г. ставки тайм-чартера на контейнерные тоннаж снизились в среднем на 3,5%. Однако, и здесь в первой половине мая наблюдалась небольшая положительная динамика. Ее обеспечили в первую очередь фидерные контейнеровозы вместимостью 1100-1700 TEU, а также магистральные контейнеровозы вместимостью 4250 TEU. В то же время, принимая во внимание количество поступающего на рынок контейнерного новостроя, брокеры не рассчитывают на резкий подъем тайм-чартерного рынка, во всяком случае, до конца II квартала 2011 г.
Динамика контейнерных тайм-чартерных ставок по оценкам ConTex ($/сут.)
Контейнеровместимость, TEU |
01.04.11 |
28.04.05 |
05.05.11 |
12.05.11 |
1100 |
9872 |
9455 |
9393 |
9452 |
1700 |
11810 |
11513 |
11533 |
11669 |
2500 |
15940 |
15391 |
15322 |
15328 |
2700 |
17865 |
17768 |
17759 |
17784 |
3500 |
21654 |
21061 |
20978 |
20896 |
4250 |
28429 |
26798 |
26608 |
26667 |
Индекс ConTex |
716,4 |
695 |
692 |
694 |
Источник: Fairplay
Представительные тайм-чартерные ставки на контейнерный тоннаж в апреле - мае 2011 г.
Контейнеровместимость, TEU |
Период отфрахтования, мес. |
Тайм-чартерная ставка, $/сут. |
Фрахтователь |
366 |
10-20 days |
€2900 |
EIMSKIP |
509 |
30-40 days |
€3000 |
SEA CONSORTIUM |
510 |
4 |
€3100 |
MEDEX |
657 |
12 |
7100 |
MSC |
698 |
6 |
€4250 |
EIMSKIP |
704 |
6+6 |
6175 |
PAN CONTINENTAL |
735 |
6 |
6200 |
TS LINES |
749 |
4-5 |
€4300 |
SEA CONSORTIUM |
803 |
6 |
9700 |
EVERGREEN |
868 |
6 |
9700 |
HMM |
925 |
6 |
9900 |
MACANDREWS |
1008 |
6 |
€8500 |
UNIFEEDER |
1036 |
12 |
€8100 |
UNIFEEDER |
1040 |
4 |
9200 |
SEA CONSORTIUM |
1102 |
12 |
9800 |
CROWLY LINERS |
1118 |
6 |
9100 |
MSC |
1155 |
3 |
9150 |
UFS |
1200 |
6 |
10250 |
WAN HAI LINES |
1296 |
12 |
11150 |
MSC |
1345 |
6-8 |
11500 |
MARIANA EXPRESS |
1468 |
4 |
11100 |
ITALIA MARITIMA |
1512 |
12 |
11900 |
CMA CGM |
1706 |
6 |
11800 |
WAN HAI LINES |
1712 |
12 |
11700 |
MCC |
1728 |
12 |
12500 |
CHINA NAVIGATION |
1740 |
3 |
12500 |
EVERGREEN |
1743 |
5 |
11000 |
SEA CONSORTIUM |
1850 |
12 |
10600 |
CSCL |
2000 |
6 |
12925 |
CHEN LIE |
2122 |
12 |
13400 |
EVERGREEN |
2259 |
12 |
13000 |
MSC |
2546 |
10-12 |
14000 |
NILE DUTCH |
2672 |
12 |
16500 |
GRAND CHINA |
2702 |
12 |
17500 |
OOCL |
2741 |
3-5 |
17850 |
CMA CGM |
2742 |
4 |
18000 |
OOCL |
3091 |
1+1 |
19750 |
STX PAN OCEAN |
3534 |
10 |
20500 |
OOCL |
3586 |
12 |
21000 |
UNITED ARAB SHIPPING |
3607 |
12 |
20750 |
PIL |
3635 |
13-14 |
18300 |
HAINAN PAN OCEAN |
5088 |
12 |
19000 |
CSAV |
Также стоит отметить, что в мае 2011 г. наблюдалась положительная динамика Shanghai Containerised Freight Index (SCFI) (данная тенденция отмечалась еще с середины апреля 2011 г.) по состоянию на 16.05.11 г. SCFI вырос до 1074,29 пункта, увеличившись за месяц более чем на 50 пунктов или на 5,1%.
Контейнерный парк
Согласно прогнозу World Shipping Council спрос на контейнерные перевозки в 2011 г. будет на 11% выше чем в 2008 г. При этом, мировое производство контейнеров будет выше на 26%. Тем не менее, этого недостаточно, чтобы компенсировать потери контейнерного производства в 2009 - 2010 гг. Кроме того, часть контейнерного парка пострадала во время землетрясения и цунами в Японии в марте с.г. Свою лепту вносит и движение судов с пониженной скоростью, из-за которых потребности в контейнерном парке возрастают примерно на 5%. Поэтому, в пик сезона, вполне очевидна нехватка контейнеров, что уже сейчас приводит к увеличению их стоимости. Рост цен на новые контейнеры с $2 тыс. в 2000 г. до $3 тыс. за TEU в настоящее время, по мнению Fairplay, приведет к тому, что линейные перевозчики увеличат долю арендованного оборудования в своем парке. Ранее соотношение между собственными и арендованными контейнерами составляло, как правило, 50:50. По данным того же источника, сегодняшние цены на контейнеры пока что не достигли рекордного уровня 1994 г., когда стоимость одного контейнера составляла $3,5 тыс. за ед. Значительный рост цен наблюдается не только на новые, но и на подержанные контейнеры, что в свою очередь приводит к увеличению лизинговых ставок.
Валерий Войниченко