Контейнерный флот: спрос превысит предложение?

В течение апреля - первой половины мая на рынке контейнерного тоннажа наблюдались противоречивые тенденции.

Практически весь апрель Braemar Container Index показывал отрицательную динамику, и опустился до переломной отметки в 100 пунктов, однако в течение первых двух недель мая обрел «второе дыхание» и стал понемногу восстанавливаться.

Динамика Braemar Container Index в апреле - мае 2011 г.

Контейнеровместимость тоннажа, TEU

Наличие грузовых средств

Контейнерный индекс

08.04.11

18.04.11

25.04.11

16.05.11

510

GL

4.83

4.83

4.83

4.83

700

GL

6.10

6.10

6.10

6.25

750

G

6.43

6.43

6.43

6.43

1000

G

8.50

8.45

8.40

8.40

1100

G

10.56

10.28

10.11

10.28

1350

G

8.14

8.14

8.14

8.14

1600

GL

9.30

9.08

9.08

9.08

1700

G

8.51

8.51

8.51

8.77

1750

G

8.70

8.70

8.70

9.34

2000

G

4.00

3.86

3.71

3.71

2500

G

7.30

7.05

6.88

7.01

2800

GL

7.65

7.54

7.43

7.58

3500

GL

6.52

6.52

6.36

6.36

4500

GL

5.83

5.52

5.31

5.52

Итого

 

102.26

101.01

100.00

101.71

G - с грузовыми средствами GL - без грузовых средств

Источник: Braemar Container Shipping & Chartering Ltd.

По данным гамбургских брокеров Contex, в течение апреля 2011 г. ставки тайм-чартера на контейнерные тоннаж снизились в среднем на 3,5%. Однако, и здесь в первой половине мая наблюдалась небольшая положительная динамика. Ее обеспечили в первую очередь фидерные контейнеровозы вместимостью 1100-1700 TEU, а также магистральные контейнеровозы вместимостью 4250 TEU. В то же время, принимая во внимание количество поступающего на рынок контейнерного новостроя, брокеры не рассчитывают на резкий подъем тайм-чартерного рынка, во всяком случае, до конца II квартала 2011 г.

Динамика контейнерных тайм-чартерных ставок по оценкам ConTex ($/сут.)

Контейнеровместимость, TEU

01.04.11

28.04.05

05.05.11

12.05.11

1100

9872

9455

9393

9452

1700

11810

11513

11533

11669

2500

15940

15391

15322

15328

2700

17865

17768

17759

17784

3500

21654

21061

20978

20896

4250

28429

26798

26608

26667

Индекс ConTex

716,4

695

692

694

Источник: Fairplay

Представительные тайм-чартерные ставки на контейнерный тоннаж в апреле - мае 2011 г.

Контейнеровместимость, TEU

Период отфрахтования, мес.

Тайм-чартерная ставка, $/сут.

Фрахтователь

366

10-20 days

€2900

EIMSKIP

509

30-40 days

€3000

SEA CONSORTIUM

510

4

€3100

MEDEX

657

12

7100

MSC

698

6

€4250

EIMSKIP

704

6+6

6175

PAN CONTINENTAL

735

6

6200

TS LINES

749

4-5

€4300

SEA CONSORTIUM

803

6

9700

EVERGREEN

868

6

9700

HMM

925

6

9900

MACANDREWS

1008

6

€8500

UNIFEEDER

1036

12

€8100

UNIFEEDER

1040

4

9200

SEA CONSORTIUM

1102

12

9800

CROWLY LINERS

1118

6

9100

MSC

1155

3

9150

UFS

1200

6

10250

WAN HAI LINES

1296

12

11150

MSC

1345

6-8

11500

MARIANA EXPRESS

1468

4

11100

ITALIA MARITIMA

1512

12

11900

CMA CGM

1706

6

11800

WAN HAI LINES

1712

12

11700

MCC

1728

12

12500

CHINA NAVIGATION

1740

3

12500

EVERGREEN

1743

5

11000

SEA CONSORTIUM

1850

12

10600

CSCL

2000

6

12925

CHEN LIE

2122

12

13400

EVERGREEN

2259

12

13000

MSC

2546

10-12

14000

NILE DUTCH

2672

12

16500

GRAND CHINA

2702

12

17500

OOCL

2741

3-5

17850

CMA CGM

2742

4

18000

OOCL

3091

1+1

19750

STX PAN OCEAN

3534

10

20500

OOCL

3586

12

21000

UNITED ARAB SHIPPING

3607

12

20750

PIL

3635

13-14

18300

HAINAN PAN OCEAN

5088

12

19000

CSAV

Также стоит отметить, что в мае 2011 г. наблюдалась положительная динамика Shanghai Containerised Freight Index (SCFI) (данная тенденция отмечалась еще с середины апреля 2011 г.) по состоянию на 16.05.11 г. SCFI вырос до 1074,29 пункта, увеличившись за месяц более чем на 50 пунктов или на 5,1%.

Контейнерный парк

Согласно прогнозу World Shipping Council спрос на контейнерные перевозки в 2011 г. будет на 11% выше чем в 2008 г. При этом, мировое производство контейнеров будет выше на 26%. Тем не менее, этого недостаточно, чтобы компенсировать потери контейнерного производства в 2009 - 2010 гг. Кроме того, часть контейнерного парка пострадала во время землетрясения и цунами в Японии в марте с.г. Свою лепту вносит и движение судов с пониженной скоростью, из-за которых потребности в контейнерном парке возрастают примерно на 5%. Поэтому, в пик сезона, вполне очевидна нехватка контейнеров, что уже сейчас приводит к увеличению их стоимости. Рост цен на новые контейнеры с $2 тыс. в 2000 г. до $3 тыс. за TEU в настоящее время, по мнению Fairplay, приведет к тому, что линейные перевозчики увеличат долю арендованного оборудования в своем парке. Ранее соотношение между собственными и арендованными контейнерами составляло, как правило, 50:50. По данным того же источника, сегодняшние цены на контейнеры пока что не достигли рекордного уровня 1994 г., когда стоимость одного контейнера составляла $3,5 тыс. за ед. Значительный рост цен наблюдается не только на новые, но и на подержанные контейнеры, что в свою очередь приводит к увеличению лизинговых ставок.



Валерий Войниченко

Все права защищены © Транспортный бизнес 2008-2024

Перепечатка материалов сайта в полном или сокращенном виде только с письменного разрешения редакции.
Для интернет-изданий при перепечатке обязательна гиперссылка www.tbu.com.ua