Конфликт в Ильичевске улажен «по-семейному»

Пока Виктор Янукович находился в творческом поиске законодательного оформления реформы портового госсектора, его земляки успели взять под контроль самый лакомый объект в портах Украины.

16 января в ВР был зарегистрирован законопроект №9712 «О морских портах Украины». Закон с практически таким же текстом парламент принял 3 ноября прошлого года, но 6 декабря Виктор Янукович его отклонил. Теперь ожидается, что закон будет принят в феврале и через год, к весне 2013 г., вступит в силу. За этот период ведомство Бориса Колесникова должно провести подготовительную работу и разработать подзаконные акты. Особенно важной, как постоянно подчеркивают высокопоставленные транспортные чиновники, станет разработка механизма привлечения инвесторов. Но пока до прозрачных и открытых конкурсов еще далеко, портовый госсектор уже потерял свой главный и самый привлекательный для инвестиций актив - контейнерный терминал Ильичевского морского торгового порта (ИМТП).

28 декабря Хозяйственный суд Одесской области принял решение об отмене своего же решения от 12 мая 2009 г. о расторжении договора совместной деятельности между ИМТП и ЧП «Укртрансконтейнер» (УТК). Решение принято в связи с «вновь открывшимися обстоятельствами», хотя дважды этот судебный спор доходил до высших судебных инстанций страны, которые оставляли в силе решение о расторжении договора из-за существенных нарушений его условий со стороны УТК. Вердикт одесского суда вернул в силу договор, подписанный еще 22 июня 2005 г. Взнос порта, передавшего на тридцать лет (до 31 декабря 2035 г.) в управление контейнерный терминал, тогда был оценен всего в $17,5 млн. Причем на все время действия договора эта сумма остается неизменной. А прибыль распределяется исходя из суммы взносов участников совместной деятельности. Соответственно в процессе внесения инвестиций доля прибыли, получаемая ЧП «Укртрансконтейнер», постоянно возрастает. И если за первые пять месяцев 2005 г. (до подписания договора) прибыль порта от контейнерного терминала составила 42 млн. грн., то уже за весь 2007 г. порт получил долю прибыли в 37 млн. грн. А к маю 2009 г., когда было принято первое судебное решение о расторжении договора, доля порта сократилась до 25%, так как инвестиции УТК в терминал составили около $56 млн.

В мае 2009 г. по иску облпрокуратуры хозсуд Одесской области принял решение о расторжении этого договора. ИМТП и ранее предлагал пересмотреть его условия. Так, основными претензиями порта были явно заниженная оценочная стоимость имущества порта, переданного в совместную деятельность, и тот факт, что подтверждением внесенных инвестиций являлись не фактически выполненные работы и закупленные материальные ценности, а расходование средств. А обоснованность стоимости некоторых работ и инвестиций в порту подвергали серьезным сомнениям. Ведь контроль над выбором подрядчиков на выполнение работ согласно графику инвестиций со стороны порта отсутствовал, не согласовывались технические характеристики, стоимость и сроки поставки и монтажа перегрузочного оборудования, а также технические задания, стоимость и сроки выполнения работ по модернизации и реконструкции основных фондов порта. При этом договором не предусматривалось участие ИМТП в развитии контейнерного терминала своими средствами и силами.

Как проинформировала еще в июле 2008 г. первого вице-премьера Александра Турчинова СБУ, «имеющаяся информация свидетельствует о попытках частного инвестора искусственно завысить свою долю в распределении прибыли от совместной деятельности». Также указывалось, что «делаются попытки оформить в качестве взноса в совместную деятельность двух контейнерных перегружателей производства компании Reggiane (Китай). Перегружатели были ввезены в Украину по контракту между ЧП «Максервис» (г. Ильичевск) и американской West Side Enterprise. Согласно инвойсу стоимость товара составляет 4,24 млн. грн. В процессе перепродажи перегружателей на территории нашей страны через ООО «Техноспецторг» (г. Одесса), украинско-итальянское СП ООО «Сититорг» (г. Одесса), ПКФ «Транс-сервис» (г. Одесса) их стоимость возросла до 85,7 млн. грн.».

В 2009 г. стороны конфликта прошли все судебные стадии, и в ноябре Верховный суд оставил в силе решение суда первой инстанции. В июне 2010 года УТК подал новый иск в связи с вновь открывшимися обстоятельствами. Таковыми стала информация, опубликованная в газете «Дело» 16 июня 2010 г., о том, что якобы после прекращения работы УТК ИМТП значительно уменьшил платежи в госбюджет. В августе 2010 г. хозсуд области удовлетворил этот иск, но уже в декабре Высший хозсуд оставил в силе решение о расторжении договора. В декабре 2011 г. вновь открывшимися обстоятельствами оказались выводы нескольких экспертиз, свидетельствующие, что особых нарушений не было. Примечательно, что иск в хозсуд был подан 19 декабря и удовлетворен уже через десять дней. При этом представители ИМТП и Мининфраструктуры возражений не высказали.

Поэтому нет ничего удивительного в том, что в последнее время в среде транспортного бизнеса Одессы поговаривают, что УТК уже не российская компания. Напомним, что с 2005 г. это ЧП позиционировалось как дочерняя структура российской «Национальной контейнерной компании» (НКК) Виталия Южилина. (Хотя еще в 2009 г. в ходе судебной тяжбы УТК заявил: «На сегодня учредителем ЧП «Укртрансконтейнер» является Transportation investment limited (Великобритания)».) Но на данный момент на сайте НКК уже нет упоминания о дочернем статусе УТК. А летом прошлого года из Ильичевска на контейнерный терминал НКК в Санкт-Петербурге были вывезены четыре контейнерных перегружателя, ранее закупленных УТК. И в Одессе ходят слухи, что новых хозяев этого ЧП следует искать уже в Донецке.

«Комментарии», №3(295), 20 января 2012



Александр Арбузов, еженедельник «Комментарии»

Все права защищены © Транспортный бизнес 2008-2024

Перепечатка материалов сайта в полном или сокращенном виде только с письменного разрешения редакции.
Для интернет-изданий при перепечатке обязательна гиперссылка www.tbu.com.ua