Октябрь 2011 г. принес серьезные изменения на рынок коастерного тоннажа, особенно эти перемены коснулись регионов Балтийского и Северного морей.
Здесь после длительного застоя заметно возросло предложение грузов и впервые с начала 2011 г. достигнут баланс между спросом и предложением. А по некоторым позициям наблюдалась даже нехватка тоннажа. Все это не преминуло отразиться на уровне фрахтовых ставок, которые по оценкам брокеров в течение октября выросли сразу на 30%.
Тайм-чартерный эквивалент, рассчитываемый Norbroker для «коастеров» различной грузоподъемности, осуществляющих перевозки в основном в бассейнах Балтийского и Северного морей в октябре 2011 г. составлял (€/сут.):
Дедвейт, т |
Начало октября |
Конец октября |
1250 |
1350 |
1550 |
1750 |
1550 |
1800 |
2500 |
1800 |
2450 |
3500 |
2500 |
2950 |
6500 |
2750 |
3500 |
Для небольших коастеров дедвейтом 1250 - 1350 т рост тайм-чартерного эквивалента составил 200 - 250 €/сут., а для судов дедвейтом 2500 - 6500 т составил 550 - 750 €/сут. По оценкам того же источника, тайм-чартерный эквивалент для коастеров дедвейтом 3500 - 4000 т в прямом направлении достигал 4 тыс. €/сут., в то время как для кругового рейса его значения выходили на уровень 3 тыс. €/сут. В результате октябрьские фрахтовые ставки достигли максимального с начала 2011 г. уровня и приблизились к наибольшим значениям, имевшим место в 2009 - 2010 гг.
Серьезное улучшение фрахтовой конъюнктуры позволило ряду судовладельцев, державших с лета некоторые из своих судов на приколе, рассматривать вопрос возвращения их в эксплуатацию. В то же время заметно ухудшившиеся погодные условия, приведшие к простоям в портах и задержкам в море коастерного тоннажа, в совокупности с выросшими ценами на бункерное топливо, заметно снизили эффект от роста фрахтовых ставок.
Достаточно сбалансированной в течение октября выглядела и средиземноморская секция фрахтового рынка коастерного тоннажа.
Фрахтовые ставки для «коастеров» грузоподъемностью 3000 т по регионам погрузки-выгрузки в 2008 - 2011 гг.
Направление перевозки |
Фрахтовая ставка, $/т |
2008 |
2009 |
2010 |
2011 |
август |
сентябрь |
октябрь |
Вост. поб. Великобритании/ Континент - Сев. Испания |
32,67 |
17,43 |
24,17 |
18,25 |
18,00 |
23,00 |
Бискайский залив - Вост. поб. Великобритании |
18,05 |
12,57 |
14,13 |
14,06 |
14,50 |
16.50 |
Нижняя Балтика - Континент |
28,80 |
16,32 |
19,95 |
17,44 |
17,25 |
21,50 |
Великобритания/Континент - Зап. Средиземноморье |
44,85 |
26,75 |
33,50 |
28,00 |
28,00 |
30,50 |
Зап. Средиземноморье - Великобритания/ Континент |
37,08 |
22,94 |
25,11 |
22,25 |
22,50 |
27,25 |
Источник: Clarkson Research Services
Наиболее активные отгрузки традиционно наблюдаются в восточной части средиземноморского бассейна. Но, и в направлении Западное Средиземноморье -Великобритания/Континент ставки выросли с 22,50 до 27,50 $/т или на 22,2%. В начале ноября на рынке средиземноморских перевозок ожидается рост фрахтовых котировок - основные североафриканские импортеры зерновых грузов объявляют новые тендеры на закупку пшеницы и ячменя.
Кроме того, дальнейшие ожидания на улучшение ситуации в средиземноморской секции фрахтового рынка коастерного тоннажа связаны с прекращением военных действий в Ливии и возобновлении полномасштабных перевозок на порты этой страны, необходимых для восстановления ее экономики и инфраструктурных объектов. На волне этих позитивных ожиданий, в конце октября тайм-чартерные ставки в Средиземноморском бассейне выросли на 300 $/сут.
На фрахтовом рынке Черного моря, после понижательного тренда в начале месяца и стабилизации рынка во второй его половине, в конце октября фрахтовые котировки повысились на 1,00 - 2,00 $/т практически по всем направлениям перевозок. При этом фрахтовые котировки по одним и тем же направлениям могли отличаться до 5,00 - 8,00 $/т, поскольку многие судовладельцы, которые перевели свой флот из Северного моря и Бискайского залива и, не зная условий рынка, заключали контракты на условиях фрахтователей.
Это стало возможным благодаря как заметно увеличившемуся предложению грузов, так и на волне ожиданий, связанных с увеличением экспорта украинского зерна после отмены экспортных пошлин. В то же время брокеры отмечают, что спрос со стороны цементных заводов Турции и Греции на российский и украинский энергетический уголь все еще остается на низком уровне. Примерно на сентябрьском уровне оставалась и активность морских перевозок стального проката из портов Азово-Черноморского бассейна. Тайм-чартерные ставки на суда небольшого дедвейта в азово-черноморской секции фрахтового рынка в октябре существенно не изменились, лишь в самом конце октября показав рост на 100 $/сут. Наибольшим спросом у фрахтователей пользовались суда «река-море» с небольшой осадкой и возрастом до 25 лет.
На рынке Азовского моря благодаря тому, что многие судовладельцы вывели часть флота из азовских портов, сократив тем самым избыток свободного тоннажа в бассейне, ставки фрахта на отдельных направлениях перевозок также увеличились. При этом объемы экспорта основных грузов пока не растут, но судовладельцы играют на повышение фрахта, ожидая сезонного роста спроса на энергетический уголь со стороны покупателей из Турции и поддержку рынка со стороны зерновых грузов.
В ноябре поддержать азово-черноморский рынок должны отгрузки подсолнечника и кукурузы нового урожая. Положительную роль должно сыграть и то, что Казахстан увеличил прогноз по импорту зерна в 1,5 раза - до 15 млн. т, при этом заметно увеличился и сам спрос на казахское высококалорийное зерно. О рекордных показателях отгрузки зерновых культур (пшеницу, ячмень, кукурузу и рапс) заявила и Болгария. В 2011/12 МГ эта страна готова поставить на внешние рынки 2 млн. т пшеницы.
Тайм-чартерные ставки на суда «река-море» в конце октября 2011 г., $/сут.
Тип судна |
Регион |
Черное море |
Азовское море |
Средиземное море |
Каспийское море |
СТК |
3900-4000 |
3600-3900 |
3700-4000 |
н.д. |
Сормовский |
4500-5000 |
4500-5000 |
4800-4900 |
3500-3700 |
Волго-Дон |
н.д. |
5000-5200 |
н.д. |
н.д. |
Волга |
5200-6200 |
5200-5900 |
н.д. |
н.д. |
Источник: Промышленные грузы
На фрахтовом рынке Каспийского моря после длившегося весь октябрь периода роста фрахтовые котировки стабилизировались на довольно высоком уровне. Предложение основных грузов (в частности, стального проката и зерновых) к перевозкам из портов бассейна остается активным, однако начавшееся возвращение флота позволяет фрахтователям сдержать рост котировок. Стоимость транспортировки 3 тыс. т плоского проката из Астрахани в Анзали стабилизировалась на уровне 28 $/т, что на 11 $/т дороже, чем в конце октября 2010 г.
По данным фрахтовых брокеров тайм-чартерные ставки в Каспийском бассейне в течение октября, несмотря на высокий спрос, выросли всего на 100 $/сут. При этом судовладельцы редко соглашаются сдавать суда в чартер. Ситуация может измениться лишь в ноябре, когда в бассейн начнет возвращаться флот, ушедший еще летом в Азовское и Черное моря. Поэтому, в начале ноября дальнейший рост фрахтовых ставок в бассейне маловероятен, и, скорее всего, фрахтователям, как минимум, удастся удержать ставки на текущем уровне.
Валерий Войниченко