Киевский транспорт: тарифная волна

Киевсовет все-таки принял решение о «приведении тарифов на проезд в общественном транспорте к экономически обоснованному уровню». Внедрить повышенные цены планируется уже в ноябре 2008 г.

В данное время, как отметил начальник Главного управления ценовой политики Киевгорадминистрации Василий Яструбинский, проект соответствующего распоряжения размещен на официальном веб-портале столичной власти, и в течение месяца все желающие могут высказать по нему свои замечания и предложения. По окончанию срока информация должна быть обобщена и после соответствующих согласований окончательный вариант будет подан на подписание главе КГГА Леониду Черновецкому.

«Повышение возможно с ноября, возможно не с 1 ноября, а просто в ноябре», - сказал В.Яструбинский. Он пояснил, что распоряжение администрации об утверждении тарифов на проезд является регуляторным актом и вся процедура может занять около месяца.

Интересно, что, по словам секретаря Киевсовета Олеся Довгого, вопрос целесообразности повышения оплаты за проезд в коммунальном транспорте решался специальной рабочей группой, в состав которой вошли представители всех фракций, а также транспортники. Однако, как стало понятно позже, на самом деле власти города занимались определением размера и «градациями» повышения тарифов.

По результатам работы этой группы, КГГА и был предложен тариф на единоразовый проезд в метрополитене в размере 2 грн. Как отметил В.Яструбинский, данный тариф, возможно, не только покроет себестоимость, но и принесет 1-2% прибыли. При этом, по словам начальника КП «Киевский метрополитен» Петра Мирошникова, на сегодня операционный баланс предприятия составляет 800 млн. грн., из которых только 235 млн. грн. поступают от оплаты за проезд, 300 млн. - покрываются из городского бюджета, 40 млн. дают рекламные и торговые площади, дефицит же составляет порядка 300 млн. грн. Он прогнозирует, что в 2009 г. операционный баланс составит 1,1 млрд. грн. с дефицитом в 600-700 млн. грн.

Интересны в свете такого развития событий совсем недавние заявления Л.Черновецкого о том, что власти не намерены повышать цены на проезд в общественном транспорте «ни на копейку». «Для киевлян никаких изменений стоимости проезда в городском транспорте не будет… На данный момент мы создаем рабочую группу, в которую войдут специалисты, депутаты Киевсовета. Впоследствии состоятся общественные слушания, в которых примут участие простые киевляне. Намерения же столичной власти - и на копейку не повышать цену на проезд в городских автобусах, троллейбусах, трамваях и метрополитене», - подчеркнул он.

В этой связи довольно «пикантно» выглядели проведенные профсоюзом «Киевского метрополитена» митинги у стен Киевгорадминистрации с требованием увеличения тарифов на проезд в метро. На самом деле, у людей с бюджетными зарплатами довольно мало причин участвовать в подобных мероприятиях. Скорее, протест сотрудников метро, как наиболее загруженного и популярного в последнее время вида коммунального транспорта, был нужен самим городским властям. Таким образом, создалось впечатление некоего спектакля, разыгранного перед киевлянами для оправдания необходимости непопулярных решений …

Тем не менее, маховик закрутился, и тарифы, скорее всего, будут повышены. Так, КГГА уже разработала проект распоряжения «О мерах по улучшению транспортного обслуживания киевлян», согласно которому стоимость талона на осуществление разовой поездки в столичном автобусе, троллейбусе или трамвае может быть дифференцирована в зависимости от места его приобретения. Интересно, что в метрополитене цена одной поездки при приобретении бесконтактных проездных билетов зависит от их «ресурса» - цена одной поездки при покупке 1-20 поездок составит 2 грн., 21-30 поездок - 1,8 грн., 31-40 - 1,7 грн., 41-50 - 1,6 грн. При этом себестоимость одной поездки сегодня, по словам председателя объединенной профсоюзной организации «Киевского метрополитена» Александра Мозолевича, достигла 1,68 грн., а, как уточнил П.Мирошников, предприятие получает с одного пассажира, с учетом льготников, только около 33 коп.

Что касается стоимости разового проезда в наземном транспорте, то, по расчетам управления ценовой политики КГГА, при покупке пассажиром билета непосредственно в автобусе, троллейбусе или трамвае она должна увеличиться в 4 раза или до 2 грн. за поездку, а при покупке билета за пределами транспортных средств стоимость разового проезда должна увеличиться в 3 раза или до 1,5 грн. Чиновник подчеркнул, что такая разница цены в зависимости от места покупки билета предусмотрена для того, чтобы поощрить заблаговременную покупку билетов пассажирами.

В свою очередь, начальник «Киевского метрополитена» прогнозирует падение популярности жетонов. «Мы предполагаем, что жетонами в случае изменения тарифной политики будет пользоваться значительно меньшее количество людей, потому что мы сейчас предложили очень удобную, на наш взгляд, форму - бесконтактную карточку», - сказал он, добавив, что на данный момент уже существуют такие проездные на 15 и 30 дней, а в дальнейшем планируется увеличить количество их видов, в том числе, выпустить годовой проездной стоимостью 365 грн. Наряду с этим предполагается и введение в обиход «новых-старых» жетонов - нынешние пластмассовые «кругляши» будут заменены на использовавшиеся до 2000 г.

Стоит отметить, что инициативами городских властей заинтересовался Антимонопольный комитет. Так, ведомство считает необходимым разработать четкий порядок формирования тарифов на проезд в общественном транспорте. Согласно заявлениям АМКУ, нерешенность данного вопроса не позволяет общественности адекватно оценить реальную экономическую обоснованность стоимости проезда.

Конечно же, разобраться в хитросплетениях таких рассчетов действительно сложно. Например, как заявил исполнительный директор Ассоциации перевозчиков-работодателей «Столица» Валерий Липецкий, если рассчитывать тарифы на проезд в столичных маршрутных такси «по методике» Минтранссвязи, стоимость поездки была бы не ниже 1,5-2 грн. и достигала бы 3-3,5 грн.…

В то же время необходимость повышения цен на услуги общественного транспорта для большинства киевлян очевидна. Хотелось бы, тем не менее, чтобы политика властей в данном вопросе была намного более согласованной и прозрачной. И все-таки, 2 грн. кажутся на данный момент суммой несколько завышенной, хотя не исключено, что такая цена может быть экономически обоснованной. К тому же, такое резкое повышение может повлечь за собой и цепную реакцию со стороны частных автоперевозчиков и таксистов. В данном случае, возможным оптимальным вариантом видится все же поэтапность введения новых тарифов.



Евгений Шевчук

Все права защищены © Транспортный бизнес 2008-2024

Перепечатка материалов сайта в полном или сокращенном виде только с письменного разрешения редакции.
Для интернет-изданий при перепечатке обязательна гиперссылка www.tbu.com.ua