Киев вооружает Пекин в обмен на ширпотреб

Конец 2011 г. обещает стать пиковым периодом роста военно-технического сотрудничества между Украиной и Китаем. Этот процесс достигнет апогея в 2012 г., когда завершится реализация заключенного в 2008 г. соглашения о сотрудничестве в сфере освоения космоса.

Договор стал механизмом передачи КНР достаточно богатого опыта Украины в развития орбитальных оптико-электронных и инфракрасных систем. Первую попытку сотрудничества в этом сегменте международного оборонного рынка Украина предприняла в начале минувшего десятилетия с Чили, затем было более успешное сотрудничество по разработке и обслуживанию египетского разведывательного спутника. Договор с Китаем обещает стать продолжением подобного сотрудничества, но с одной разницей: Китай, в отличии от стран Африки и Латинской Америки, вскоре после освоения украинских технологий дистанционного зондирования земли и океана, сможет самостоятельно выйти на внешние рынки.

Пока это не произошло, но украинские и китайские политики официально заявляют, что к 2012 г. оборот украино-китайской торговли вооружениями и спецтехникой достигнет $1,4млрд. Мало у кого из украинских экспертов возникают сомнения в том, что львиная доля этого оборота придется именно на долю указанного ракетно-космического договора и дополнений к нему. В период их реализации, Китаю удалось начиная с 2008 г. развернуть группировку из 11 спутников зондирования Yaogan и всю необходимую инфраструктуру для их бесперебойной работы. Производителем большинства средств этой инфраструктуры стал новый завод компании China Aerospace Science and Industry Corporation (CASIC).

Специализацией нового предприятия стала разработка и производство систем зондирования, навигации и передачи данных с разведывательных спутников Yaogan и навигационных спутников Beidou/Compass. Список украинских предприятий, оказавших помощь в строительстве этого нового китайского завода, официально не разглашался. Однако, всем необходимым для таких работ обладают КБ «Южное» (Днепропетровск), КБ «Арсенал» (Киев), ГП «Конекс» (Львов) и НИПИ «Союз» (Харьков).

Крылатые ракеты не могут попасть в цель без системы глобального зондирования маршрута и их сопровождения со спутников. Ввиду этого широко известного обстоятельства, развертывание современной инфраструктуры, указанного завода компании CASIC, позволит Китаю уже к 2012 г. начать серийное производство нового носителя ядерного оружия - авиационных крылатых ракет большой дальности CJ-10А для средних бомбардировщиков H-6K, а также, противокорабельных крылатых ракет наземного базирования CJ-10Zai.

Прототипами этих вооружений американские отраслевые каталоги называют более старые китайские крылатые ракеты большой дальности С-602 и DH-10. Их производство в Китае было начато в 2004-2005 гг. Технологии были сняты с небольшой партии украинских крылатых ракет Х-55 Kent и заряжающего устройства к ним, которые были поставлены в КНР 2000 г. Серийным производителем ракет класса Х-55 является украинский завод ХГАПП (Харьков). В период развала СССР украинская серия была свернута, и оборудование вывезли на российские заводы, которые смогли наладить выпуск ряда модификаций ракеты.

Эксклюзивным производителем двигателя Р95-300 к ракетам семейства Х-55 является «Мотор Сич» (Запорожье). Во время судебных слушаний по делу о передаче Китаю партии Х-55, завод свою причастность к сделке отрицал. Что, впрочем, не помешало КНР в кратчайшие для мировой истории сроки провести испытания и начать серийное производство двигателей крылатых ракет СJ-10А, поразительно напоминающих украинский двигатель Р95-300.

СМИ, оценивая ожидаемый в 2011-2012 гг. пик роста оборонного сотрудничества с Китаем, склонны преуменьшать роль, которую в этом должна сыграть ракетно-космическая промышленность и смежные к ней отрасли. Вопреки данным о масштабных операциях всех указанных предприятий Украины с КНР, официальный Киев пока что делает вид, что акцент в торговле двух стран ставится не на стратегических, а на обычных вооружениях.

Эксперты же задаются вопросом, как две страны смогут достичь намеченного на 2012 г. оборота торговли спецтехникой в $1,4 млрд. только за счет технологий не стратегического назначения. К передачам таких технологий относятся сравнительно недорогие поставки. Это лицензионное производства модификаций Y-7 и Y-8 украинских транспортных самолетов Ан-24 и Ан-12БК («Антонов»), поставка и ремонт корабельных силовых установок DA80/DN80 (UGT-25000) для серии эсминцев класса Guangzhou и Luyang II («Заря-Машпроект»), продажа двигателей АИ-25ТЛК для китайского учебно-тренировочного самолета К-8J Karakorum.

В целом, вполне возможно, что к 2015-2016 гг. опору украино-китайской торговли именно на обычные вооружения продемонстрирует внушительный $300-милионный контракт на поставку Китаю судов «Зубр». Но это при условии, что Киев, к тому времени, созреет для выдвинутых ему жестких условий о сборке судов на китайской территории. До этого времени, есть все основания предполагать, что львиная доля нынешнего украино-китайского торгового прогресса, это, скорее, не системная работа по продвижению за рубеж обычных украинских вооружений, а на оборот - жажда «быстрых» политических и финансовых дивидендов с вытягиванием из Украины остатков стратегических технологий.

Скупая украинские облигации и обещая дать Киеву кредит в $8 млрд., Пекин, понятное дело, вовсю использует эту карту. Из указанной суммы, например, $2,5 млрд. китайских займов украинские власти уже потратили на политически эффектные проекты по строительству транспортной инфраструктуры. И вполне возможно, что это не последний займ. Вот только отдавать эти деньги придется в недалеком будущем, когда, возможно, из Украины вывезут все актуальные сегодня оборонные технологии: тогда для расчетов останется, разве что морские порты, да еще земля под полигоны и торговые фактории.



Максим Коротанов

Все права защищены © Транспортный бизнес 2008-2024

Перепечатка материалов сайта в полном или сокращенном виде только с письменного разрешения редакции.
Для интернет-изданий при перепечатке обязательна гиперссылка www.tbu.com.ua