Киев в третий раз «сдаст» Ирак?

В феврале этого года наша страна невольно вернулась к ранее многократно проигранным попыткам начать закупки ближневосточной нефти. Снова актуальной ближневосточная нефть стала для Украины из-за конфликта акционеров, который разразился на кременчугском НПЗ «Укртатнафта».

В ходе этого конфликта рассорились российские и украинские совладельцы завода. В результате, российская «Татнефть» объявила блокаду поставок нефти, по-сути, своему же НПЗ. В ответ менеджмент «Укртатнафты», отражающий интересы днепропетровской группы «Приват», осенью 2007 г. был вынужден начать закупку нефти из источников, альтернативних трубопроводному импорту «Татфнефти».

По-началу, надежды ведущего в Украине НПЗ возлагались на ежемесячные закупки 165 тыс. т нефти российского происхождения в Новороссийске. Операторами этого контракта выступали входящая в структуру российского «Газпрома» компания «Роснефть», близкий к Кремлю швейцарский трейдер Gunvor, а также турецкая компания Rixo, снабжающая мазутом турецкие ТЭС.

Нефть поставлялась в Кременчуг из Новороссийска танкерами через близкую к группе «Приват» Одесскую нефтегавань, из которой должна была направляться на завод нефтепроводом. Затем, в январе этого года, «Приват» решил отказаться от поставок из Новороссийка, и заключил с турецкими партнерами Rixo контракт на поставку в Одессу иракской нефти сорта Kirkuk. По словам представителей «Укртатнафты», в этом году она намерена закупить 1 млн. т этого ресурса, что составит порядка 15% всего планового импорта нефти в Украину в этом году.

До начала поставок в Украину иракской нефти отечественный нефтерынок был полностью монополизирован российскими компаниями. Исключением были лишь 1994-1997 гг., когда конкуренцию России на украинском рынке составлял Казахстан, доля которого в импорте нефти достигала 25-27%. Казахстанские компании в этот период поставляли свою нефть для принадлежавшего им Херсонского НПЗ трубопроводным транзитом через РФ. К концу 90-х гг. из-за проблемы смешения разных сортов нефти в российских нефтепроводах они отказались от этой затеи и перешли к работе по схеме уступки товарного долга.

Доля российских компаний в импорте нефти в Украину тогда опять поднялась до привычных 100%. Полная олигополия дала официальному Киеву еще 10 лет назад повод для создания правительственного Агентства по диверсификации источников импорта нефти. Став объектом интриг промосковских политиков, к началу этого десятилетия агентство было распущено.

Следующий, по сути, первый реальный всплеск попыток демонополизации рынка импорта нефти произошел в 2001-2002 гг., когда НАК «Нафтогаз Украины» начал работать с импортом нефти из Ирака по программе ООН - «Нефть в обмен на продовольствие». В ходе выполнения этой программы НАК купил 1 млн. т иракской нефти на одном из терминалов Сирии, но ни один литр этого ресурса не поступил в Украну из-за сложностей с проводкой танкеров через Босфор и сопротивления тогдашних российских владельцев Одесской нефтегавани.

Следующую попытку начать закупки нефти в Ираке Украина предприняла летом 2005 г., утвердив Программу развития долгосрочного сотрудничества Украины и Республики Ирак. По ней, тогдашнее правительство Юлии Тимошенко обязало Минтопэнерго до конца года завершить детальное технико-экономическое обоснование контракта на закупку иракской нефти и транспортирования ее в страны ЕС по новому для Украины комбинированному маршруту: железнодорожными цистернами Киркук (Ирак) - Трабзон (Турция), танкерами Трабзон - Одесса, а далее в Чехию трубопроводами по маршруту Одесса - Броды и одной из ниток нефтепровода «Дружба».

Начало поставок нефти из Ирака на НПЗ Чехии и Западной Украины шло вразрез с интересами российских компаний. Ведь даже экспериментальное заполнение одной из ниток «Дружбы» иракской нефтью автоматически сокращало транзит российской нефти в направлении на Венгрию и Чехию. Кроме этого, российские компании на то время полностью контролировали украинский нефтепровод Одесса - Броды. По этим причинам все тогдашние усилия Украины начать закупку нефти в Ираке натолкнулось на сопротивление пророссийского лобби в украинском парламенте.

Приложила свою руку к срыву тогдашних усилий Киева и Турция. Ее официальные лица вполне закономерно настояли на том, чтобы параллельно с началом эксплуатации комбинированного маршрута Киркук - Трабзон - Одесса - Чехия украинские власти совершили немыслимое - содействовали ратификации парламентом Украины «бородатого» украино-турецкого соглашения от 1997 г. о строительстве нефтепровода Искендерун - Самсун. Ввиду подобных обстоятельств и очередной смены правительства, попытка Украины закупить нефть в Ираке в 2005 г. не увенчалась успехом.

Нынешний проект «Укртатнафты» по закупке иракской нефти, на первый взгляд, выходит за рамки негативного опыта Украины на ниве диверсификации импорта. Ведь впервые в украинской истории, государственные чиновники не имеют почти никакого отношения к этой очередной попытке ввоза на украинский рынок нетрадиционных для него сортов нефти.

Поэтому российским конкурентам иракских производителей остается лишь надеяться, что переработка поступившей «слишком издалека» в Кременчуг нефти выйдет за грань рентабельности. Сигналы о том, что с экономикой этой переработки не все в порядке, уже к началу марта появились в российской прессе, которая отметила тенденцию к повышению отпускных цен «Укртатнафты» на производимые нефтепродукты. Если эти данные подтвердит мартовская статистика, Киев в очередной раз на длительный период забудет о демонополизации своего рынкам импорта нефти, а Москва найдет очередной повод назвать стремление Украины к свободному рынку «романтикой».



Андрей Криворучко

Все права защищены © Транспортный бизнес 2008-2024

Перепечатка материалов сайта в полном или сокращенном виде только с письменного разрешения редакции.
Для интернет-изданий при перепечатке обязательна гиперссылка www.tbu.com.ua