Киевская горадминистрация недавно утвердила «Городскую целевую программу подготовки и проведения в г. Киеве финальной части чемпионата Европы в 2012 году по футболу». Дело осталось за малым – реализовать все запланированные проекты, без которых город просто «захлебнется» даже без будущего чемпионата…
На данный момент, сеть общественного пассажирского транспорта в Киеве состоит из 3-х линий метрополитена (45 станций), 209 автобусных маршрутов, 21 - трамвайного, 43 - троллейбусных, 280 - маршрутного такси и Фуникулера. В пределах города действует международный аэропорт «Киев» (Жуляны), речной порт и речной вокзал с причалами на Днепре.
Если верить планам городских властей, приоритетами деятельности в период подготовки к Евро-2012 определены решения вопросов оптимизации транспортной сети и повышение ее пропускной способности - улучшение перемещения пассажиропотоков в Киев, а также мобильность внутри самого города. Для преодоления потенциальных «узких» мест в этой сфере разработана специальная Программа подготовки дорожно-транспортной инфраструктуры.
Cогласно этому документу, в первую очередь, необходимо обеспечить увеличение пропускной способности транспортных потоков на следующих направлениях:
- от аэропорта до стадиона;
- от стадиона до центра города;
- от железнодорожного вокзала к стадиону;
- от центра города к аэропорту.
К слову, странной является формулировка «от стадиона до центра города», ведь НСК «Олимпийский», конфликт вокруг которого вроде бы окончательно улажен, и так находится не на окраине. Или в горадминистрации знают больше и для проведения финальных матчей будет определена другая локация?
Также предполагается реализация проектов в таких основных сферах как дорожно-транспортные объекты, метрополитен и наземный пассажирский транспорт общего пользования.
В рамках Программы по развитию общественного транспорта планируется строительство новых линий и реконструкция действующих объектов метрополитена, в том числе пуск 17 новых станций. Как ожидается, работы закончатся в 2011 г. Финансирование в основном будет осуществляться из местного бюджета, а также за счет кредитов. Всего на проведение работ и закупок по метрополитену предусмотрено 7225,22 млн. грн., а уже в 2008 г. - 2069,2 млн. грн.
Финансирование строительства новых станций и линий
Линия |
2008 г., млн. грн. |
За весь период (до 2011 г.), млн. грн. |
Подольско-Выгуровская |
197,57 |
1892,12 |
Святошинско-Броварская |
45 |
60 |
Сырецко-Печерская |
30 |
401 |
Левобережная (новая) |
105 |
1880 |
При этом следует отметить, что в документе есть заметные недочеты – например, стоимость вагона метро должна, по мнению его авторов, с годами уменьшаться (с 2 млн. грн. в 2008 г. до 1 млн. в последующие годы). Не учтены также производственные возможности заводов-изготовителей вагонов, которые явно не справятся с таким объемом заказов (245 вагонов в 2011 г.).
Существенной проблемой является еще и недофинансирование эксплуатационных нужд метрополитена – замены электрокоммуникаций, укрепления грунтов на отдельных участках, модернизации оборудования и т.д. Это уже сейчас приводит к повышению уровня неполадок на линиях. Учитывая постоянно возрастающую нагрузку, данный вид транспорта может превратиться в неповоротливого «монстра» с большим количеством новых вагонов и станций и, при этом, «трухлявой» инфраструктурой (элетрооборудованием, тоннелями и т.д.), что приведет к значительному учащению неполадок и простоев. А перспектива подземных пробок не сулит ничего хорошего…
Также программой предусмотрено завершение в 2009 г. реконструкции скоростного трамвая от ул. Старовокзальной до Большой кольцевой дороги (Железнодорожный вокзал - Борщаговка). Всего на данный проект будет выделено 422 млн. грн. На конечных остановках планируется построить довольно впечатляющие здания (предположительно торгово-развлекательные центры). Напомним, что данная реконструкция была начата еще весной 2007 г., однако за целый год сделано было очень мало – шли вялые работы по замене рельс на довольно коротких участках. Хотя ранее представители «Киевпастранса» заявляли, что еще в прошлом году на обновленной линии должен был быть запущен первый тестовый трамвай новой сборки. Стоит, тем не менее, отметить, что в последние недели работы несколько активизировались.
Планируется и серьезное обновление подвижного состава автобусного и троллейбусного парка, строительство автобусных станций нового формата – с торговыми площадками (будет финансироваться за счет инвесторов). Всего до 2012 г. из местного бюджета на наземный пассажирский транспорт направят 3409 млн. грн. Наряду с планами городских властей выделить отдельные полосы для пассажирского транспорта, а также существенно уменьшить долю частных автоперевозчиков на рынке, до 42% уже в этом году, эти меры способны серьезно оптимизировать движение на киевских дорогах.
В целом, реализация данных проектов открывает перед жителем столицы достаточно оптимистичные перспективы – проживать в недалеком будущем в современном городе с европейским уровнем комфорта. Однако обращает на себя внимание то, что городские власти «под шумок» подготовки к Евро-2012 пытаются привлечь финансирование на проекты, которые относятся к проведению мероприятия лишь косвенно и, при этом, нужны городу в любом случае… Даже, если нашей страной будет потеряно право на его проведение.
Евгений Шевчук