Катастрофы МиГ-29: случайность или тенденция?

13 февраля потерпел катастрофу самолет МиГ-29 ВВС Казахстана. Это - уже второй случай за последние три недели, закончившийся катастрофой машины после ремонта техники в Украине.

29 января истребитель МиГ-29 ВВС Азербайджана потерпел катастрофу и в настоящее время с участием украинских специалистов ведется расследование происшествия. Обе аварии «роднит», с одной стороны, то, что они могут быть связаны с т.н. «человеческим фактором». Пилоты от ошибок не застрахованы. С другой стороны, техническая версия аварий также имеет высокую долю вероятности.

Для Украины результаты расследования катастроф МиГ-29 чрезвычайно важны. Разбившийся азербайджанский самолет был одним из 14 МиГ-29, поставленных в Азербайджан из нашей страны в 2005-2007 гг. Истребитель, потерпевший аварию в Казахстане, по утверждению источников в местных военных кругах, в 2007 г. проходил ремонт двигателей и агрегатов в Украине.

Истребители, поставленные в Азербайджан из состава Вооруженных Сил Украины (2 МиГ-29УБ («спарки») и 12 МиГ-29), прошли капитальный ремонт на Львовском авиаремонтном заводе МО, а также ряд доработок, осуществленных совместными усилиями украинских оборонных предприятий.

Примечательно, что кроме выполнения экспортного контракта украинский ОПК совместно с МО Украины получил возможность отработать «пилотный» проект модернизации украинского парка МиГ-29. Этот проект уже который год является одним из главных приоритетов в вопросе технического обновления ВСУ наряду с модернизацией вертолетов Ми-24 и строительством нового корабля класса «корвет».

По итогам выполнения контракта Минобороны приняло решение назначить Львовский АРЗ головным предприятием по модернизации украинских МиГ-29. В проекте модернизации, также как и при выполнении азербайджанского контракта, принимали участие такие предприятия как ГП «Оризон-Навигация» (г. Смела), которое производит приборы спутниковой навигации, ЗАО «Фазотрон-Украина», задействованное в модернизации бортовой РЛС (во время работ была увеличена дальность обнаружения и сопровождения цели за счет обновления элементной базы). Кроме того, в условия контракта также вошли обязательства по подготовке пилотов азербайджанских ВВС для эксплуатации МиГ-29.

Поэтому результаты расследования катастрофы как в Азербайджане, так и в Казахстане могут иметь для украинских спецэкспортеров и производителей крайне негативные последствия, если причинами аварий признают недостаточную или некачественную подготовку пилотов или техническую неисправность после ремонта.

Дело в том, что все вопросы авторского сопровождения советской техники, при отсутствии украинского разработчика, как в случае с МиГ-29, являются крайне спорными и запутанными пунктами российско-украинских отношений в сфере военно-технического сотрудничества. С одной стороны, украинские предприятия привлекают российских специалистов к проектам по капитальному ремонту (модернизации) советской техники, с другой - делается это скорее «неофициально-кулуарно», так как в случае юридического урегулирования отношений суммы, заплаченные за авторское сопровождение, на несколько порядков выше, чем в «серых» схемах.

Казахстан, судя по сообщениям СМИ, версию «человеческого фактора» всерьез не рассматривает. По словам главы Комитета начальников штабов Вооруженных сил Казахстана Мухтара Алтынбаева, единственной возможной причиной крушения МиГ-29 мог стать выход из строя обоих двигателей и других систем самолета. «Иной версии, как отказ техники, мы сейчас и не рассматриваем. Она очевидна», - добавил он. Кроме того, по его словам, катастрофе самолета предшествовала «целая серия выхода из строя его агрегатов и систем».

В свою очередь, российский производитель МиГ-29, потерпевшего крушение в Азербайджане, считает причиной аварии эксплуатацию техники без авторского надзора. «Вопрос в том, в каком состоянии находился самолет, кто его модернизировал и ремонтировал», - заявила начальник Управления общественных связей РСК «МиГ» Елена Львова. Она также отметила, что производители неоднократно поднимали вопрос о необходимости привлечения разработчика самолетов к процессу модернизации. Естественно, что в настоящее время РСК «МиГ» не примет на себя, как разработчика, ответственность ни за одну из катастроф.

Хотя азербайджанские эксперты считают, что падение самолета МиГ-29 в Азербайджане связано с техническими проблемами. По их мнению, маловероятно, что причиной трагедии стал низкий уровень подготовки пилотов. «Крушение МиГ-29 в некоторых странах указывает на то, что в этом типе самолетов есть производственный брак», - считают военные эксперты. Однако, истребителей этого типа в республике никогда не было, как, соответственно, и пилотов с достойным уровнем подготовки. Поэтому Минобороны Азербайджана пока отказывается называть причины аварии ввиду того, что останки самолета и черный ящик пока не найдены.

Возможно, в случае с азербайджанской катастрофой, причина действительно носит комбинированный характер. Однако, две аварии подряд случайностью уже назвать нельзя, хотя совпадением - можно. Тенденция, как известно, проявляется уже после третьего случая.



Наталья Печорина

Все права защищены © Транспортный бизнес 2008-2024

Перепечатка материалов сайта в полном или сокращенном виде только с письменного разрешения редакции.
Для интернет-изданий при перепечатке обязательна гиперссылка www.tbu.com.ua