Кабмину предстоит доказать свою компетентность

Намерение Кабмина ввести НДС на портовые сборы приведет уже в следующем году к потерям на сумму около 25 млрд. грн.

На прошлой неделе комитет ВР по финансам, банковской деятельности, налоговой и таможенной политики рассмотрел законопроект о внесении изменений в Налоговый кодекс, поданный Кабмином и зарегистрированный 31 марта 2011 г. (рег. №8321). В этом документе наиболее «любопытным» моментом является намерение исключить из кодекса п.197.9.: «Освобождаются от налогообложения (НДС - ред.) операции по поставке услуг, которые предоставляются иностранным судам и отечественным судам, осуществляющим международные перевозки пассажиров, их багажа и грузов и оплачиваются ими в соответствии с законодательством Украины портовыми сборами».

Внятной позиции профильного комитета ВР по поводу этой нормы не было высказано, хотя накануне его заседания 19 апреля свой вывод обнародовало Главное научно-экспертное управление ВР. В отношении этой нормы отмечено: «в поданных к проекту документах отсутствуют объяснения о целесообразности принятия такого решения».

Реакция депутатов, а также молчание высокопоставленных чиновников МИУ, по этому поводу, выглядит весьма странно. Ведь речь идет о введении НДС для нерезидентов, поскольку, практически 100% перевозок в/из украинских морских портов осуществляется в международном сообщении иностранными судами. Объемы каботажных перевозок в Украине даже не тянут на статистическую погрешность. Противоречащим духу самого налога и принятой международной практики является намерение взимать НДС с нерезидентов.

Теперь собственно о последствиях принятия этой нормы законопроекта. Очевидно, что повышение ставок портовых сборов на 20% без механизма возмещения НДС ухудшит и без того малопривлекательные условия МТП Украины для транзитных грузов. Но в первую очередь пострадает конкурентоспособность украинских экспортеров на мировых рынках, прежде всего предприятий ГМК. Для них себестоимость из-за транспортной составляющей вырастет. А, в отличие от российских конкурентов, у наших экспортеров нет больших возможностей выбора между российскими, украинскими или портами стран Балтии.

Еще одним негативным фактором является, то обстоятельство, что ставки портовых сборов в Украине, по сравнению с соседними черноморскими странами, и так завышены. И для повышения конкурентоспособности их нужно снижать, а не повышать за счет введения НДС. Тем более, что эта мера даст лишь краткосрочный эффект для пополнения бюджета.

Каковы могут быть потери можно увидеть на примере Одесского МТП. Как сообщили tbu.com.ua в администрации порта, повышение стоимости судозаходов на 20% приведет к потере объемов грузопереработки в объеме 12 млн. т. Ежегодные доходы порта сократятся на 420 млн. грн., а платежи в бюджет на 150 млн. грн. Наибольший ущерб оценивается ввиду потери нефтеналивных грузов в объеме 7,7 млн. т, и соответственно около 300 млн. грн. В этом сегменте Одесский порт прямо конкурирует с Новороссийском. И как показал опыт экс-министра транспорта Иосифа Винского, считавшего, что «скидки - это коррупция», даже рост стоимости транспортировки через Одессу на $0,5-1/1 т, привел к потерям нескольких миллионов тонн транзитной нефти.

Но самым чувствительным станет сегмент круизного бизнеса. Ведь стоимость судозахода является одним из определяющих факторов при выборе круизными компаниями того или иного порта при формировании программ. В Украине она и так в разы выше, чем в соседних странах. То есть уже в следующем году Одесса, Ялта и Севастополь могут просто выпасть из Средиземноморско-Черноморского круизного бизнеса.

Если учесть, что доля Одесского порта в основных финансово-экономических показателях портового сектора страны составляет около 10%, то общие потери доходов портов и терминалов Украины составят около 5 млрд. грн., а бюджета около 1 млрд. грн. А если говорить об объеме, то украинские порты и терминалы через пару лет могут потерять 40-50 млн. т или около трети всего объема грузопереработки.

Совокупные же потери всех участников транспортного процесса - портов, железных дорог, автоперевозчиков, экспедиторских и прочих компаний, а также рост расходов экспортеров, потери бюджета, рост цен (инфляция) на импортные товары, прибывающие через порты, можно оценить как потери экономики страны уже в следующем году в сумме около 25 млрд. грн.

При этом, в пояснениях к законопроекту отсутствуют «объяснения о целесообразности принятия такого решения». Здесь уместно напомнить, что в 2010 г. сумма начислений портовых сборов (корабельного, причального, якорного, канального, санитарного, маячного) составила 1930,9 млн. грн. В этом году при небольшом росте объемов грузопереработки стоит ожидать чуть более 2 млрд. грн. То есть даже если предположить, что при введении НДС количество судозаходов не уменьшится, то бюджет в этом году сможет теоретически дополнительно получить порядка 200 млн. грн. При 20% росте должно быть около 400 млн. грн., но изменения в Налоговый кодекс еще не приняты. А если и будут приняты, то вероятно, не раньше середины мая. Как видим, краткосрочное увеличение поступлений в бюджет, будет почти в сто раз меньше возможных потерь экономики страны.



Анна Середенко

Все права защищены © Транспортный бизнес 2008-2024

Перепечатка материалов сайта в полном или сокращенном виде только с письменного разрешения редакции.
Для интернет-изданий при перепечатке обязательна гиперссылка www.tbu.com.ua