Ильичевский МТП: иногда рост хуже падения

После ухода Ю.Фуртатова с должности начальника Измаильского порта «по согласию сторон» подобная мера явно не помешает и в отношении начальника Ильичевского МТП.

В морских торговых портах Украины сложилась любопытная ситуация. По итогам первого полугодия только три порта показали рост грузопереработки: Николаевский - на 36,1%, Херсонский - 26,2% и Ильичевский - 2,1%. Рост показали также Ялтинский и Усть-Дунайский порты, но их показатели весьма скромны и почти не отражаются на объмах переработки в целом. За полгода эти порты переработали столько же грузов (117 тыс. т) сколько один ОМТП может сделать за сутки.

Подобной ситуации, когда 13 из 18 портов ухудшили показатели, не было с кризисного 2009 г. Но в связи с этим особое внимание следует обратить на Ильичевский МТП. Если практически для всех портов наихудшим за последние годы стал 2009 г., то для ИМТП наихудшим стал 2011 г. Судите сами: в 2008 г. объем переработки в порту составил - 18,9 млн. т, в 2009 - 16,3 млн. т, в 2010 - 15,1 млн. т, в 2011 г. - 13,5 млн. т. То есть, когда в 2010 г. украинские порты начали подниматься, Ильичевский порт продолжил падение. И, сегодня, этот небольшой рост выглядит менее оптимистично, чем даже снижение объемов в Одесском (-2,3%) или Южном портах (-3,3%).

Однако, феномен Ильичевского порта не только в этом. Предприятие явно «зачищают» под закон о портах, который вступит в силу в июне следующего года. То, что происходит в этом году в Ильичевске, дает основания предполагать, что отрабатывается некая модель и после вступления в силу закона, приватизация портовых объектов будет далека от цивилизованных норм.

Итак, после того как в июле прошлого года ИМТП возглавил Александр Григорашенко (протеже холдинга «Портинвест») из порта был выдавлен практически весь бизнес, многие годы обеспечивавший его грузопотоками. Практически монопольным посредником между госпортом и клиентурой стал «Портинвест».

Происходит также сворачивание совместной деятельности с частными инвесторами. Однако, при этом самый скандальный договор последних лет с ЧП «Укртрансконтейнер» был восстановлен по решению Хозсуда Одесской области «в связи со вновь открывшимися обстоятельствами». И руководство порта даже не подало апелляцию. И вот результат. В прошлом году за январь-июнь порт собственными силами обработал 133416 TEU. В этом году - 22671 TEU, а «Укртрансконтейнер», возобновивший работу с 16 февраля - 82566 TEU. Суммарно по итогам полугодия - падение на 21% или на 28179 TEU. Опять же такое падение сопоставимо с обвалом конца 2008 г. и первой половины 2009 г.

И вот ИМТП безропотно передает УТК самый рентабельный терминал. Соответственно финансовые результаты контейнерного терминала уже не отражаются в показателях порта. Финансовый план предприятия не выполняется, ухудшаются все основные финансово-экономические показатели. Как мы уже говорили объем грузопереработки вырос на 2,1%, но чистый доход сократился на 16,5% или на 89 млн. грн. Не помогает даже экономия на людях - за год число работников ИМТП сократилось на 1050 человек.

Более того, УТК, или как оно стало называться с апреля 2012 г. - «Контейнерный терминал Ильичевск», кроме четырех причалов планируется передать еще пять. Тем самым главные причалы порта с первого по девятый - перейдут в управление до 2035 г. якобы российской компании. Как уже неоднократно сообщали многие СМИ новых владельцев конйтерного терминала стоит искать уже не в Москве, а в Донецке. Интересно, что «Национальная контейнерная компания» (РФ), которой приписывают контроль над КТИ, последний раз упоминала в сообщениях для СМИ о своей «дочке» в Ильичевске» еще в мае и ни разу не опровергла информацию о своей уже символической причастности к КТИ.

Непонятная лояльность к КТИ явно диссонирует с общей политикой в отношении к инвесторам. О каких-то реальных проектах давно ничего не слышно. Порт даже отказался от кредита ЕБРР в €26 млн. Точнее, просит направить эти деньги на другие цели, но это означает фактический отказ, поскольку необходима повторная процедура. Хотя госпредприятие уже потеряло почти €1 млн., т.к. должно платить банку если кредитные средства не используются.

И, теперь, даже не анализируя финансовую отчетность порта, можно просто визуально определить, что у предприятия большие проблемы. Ведь еще три-четыре года назад на рейде в ожидании входа в порт постоянно находилось по 10-15 судов. В этом году нет не то что очереди, а даже были дни, когда на всех причалах порта обслуживалось только одно судно.

В середине июня три профсоюзные организации ИМТП приняли совместное обращение к Борису Колесникову с требованием о расторжении контракта с А.Григорашенко. Вскоре, профсоюзы ИМТП получили ответ от первого заммистра МИУ Константина Ефименко. Оказывается, А.Григорашенко не согласился с требованием профсоюзов и оспорил их в суде. А посему, пока суд не примет решение МИУ уволить начальника ИМТП не может. Этот бюрократический шедевр явно озадачивает, особенно если вспомнить, как меняли руководителей морских госпредприятий за последние два года.

И это уже не первая отписка замминистра на очередное обращение профсоюзов ИМТП. Однако, даже если А.Григорашенко опротестовал требование профсоюзов в судах, то кто мешает К.Ефименко ознакомиться с показателями ИМТП хотя бы на tbu.com.ua, а затем посмотреть на условия контракта с начальником порта. И тут уж никакой одесский суд не сможет изменить уровень чистого дохода, количество судозаходов или продуктивность труда на одного работника.

Основные показатели Ильичевского МТП в январе-июне 2012 г.

Показатель

2011

2012

% 2012/11

Грузопереработка, тыс. т

6713

6856

102,1

Обработка судов, ед.

1014

854

84,2

Чистый доход, тыс. грн.

537442

448501

83,5

Себестоимость, тыс. грн.

397670

367830

92,5

Валовая прибыль, тыс. грн.

139772

80671

57,7

Административные расходы, тыс. грн.

21411

20818

97,2

Налог на прибыль, тыс. грн.

34603

24050

69,5

Чистая прибыль, тыс. грн.

70416

56962

80,9

Доходная ставка на грузовых работах, грн/т

47,20

39,44

83,6

Себестоимость на грузовых работах, грн./т

35,23

33,84

96,1

Инвестиции в развитие производственной сферы, тыс. грн.

52955

104105

196,6

Численность работников порта

7414

6361

85,8

Среднемесячная зарплата, грн.

4398

4640

105,5

Продуктивность труда на 1 работника порта по доходам, грн.

72490

70508

97,3

Структура грузопереработки Ильичевского МТП в январе-июне, тыс. т

Грузы

Экспорт

Импорт

Транзит

Всего

% к 2011

Наливные:

797,4

43,5

31,2

872,1

118,0

Нефть

-

-

22,2

22,2

22,7

Масло

797,4

43,5

9,0

849,9

132,6

Сыпучие:

1409,0

998,0

861,7

3268,7

99,2

Уголь

13,2

381,0

-

394,2

295,1

Руда

575,5

617,0

187,2

1379,7

78,7

Сахар

-

-

45,1

45,1

-

Зерно

601,6

-

9,5

611,1

243,5

Прочие сыпучие

218,7

-

619,9

838,6

72,6

Тарно-штучные:

671,2

691,8

1352,0

2715,0

101,3

Автотехника

1,3

54,8

39,5

95,6

137,6

Черные металлы

171,0

-

909,1

1080,1

108,8

из них чугун

-

-

906,8

906,8

119,0

металлопрокат

144,6

-

2,3

146,9

69,7

прочие

26,4

-

-

26,4

165,0

Промтовары

-

6,5

-

6,5

64,4

Продовольственные

-

4,3

0,2

4,5

19,4

Контейнеры, т

342,3

487,8

173,5

1003,6

92,5

Контейнеры, шт.

27381,0

27029,0

7023,0

61433,0

78,3

Контейнеры, TEU

45614,0

47916,0

11707,0

105237,0

78,9

Автомобили, т

55,8

44,2

167,3

267,3

222,9

Автомобили, шт.

1860,0

1423,0

5172,0

8455,0

228,0

Прочие тарно-штучные

100,8

94,2

62,4

257,4

67,7

Всего

2877,6

1733,3

2244,9

6855,8

102,1

Источник: журнал «Порты Украины»

Специально для tbu.com.ua



Александр Арбузов, обозреватель еженедельника «Комментарии»

Все права защищены © Транспортный бизнес 2008-2024

Перепечатка материалов сайта в полном или сокращенном виде только с письменного разрешения редакции.
Для интернет-изданий при перепечатке обязательна гиперссылка www.tbu.com.ua