Ильичевский МТП: иногда рост хуже падения
После ухода Ю.Фуртатова с должности начальника Измаильского порта «по согласию сторон» подобная мера явно не помешает и в отношении начальника Ильичевского МТП.
В морских торговых портах Украины сложилась любопытная ситуация. По итогам первого полугодия только три порта показали рост грузопереработки: Николаевский - на 36,1%, Херсонский - 26,2% и Ильичевский - 2,1%. Рост показали также Ялтинский и Усть-Дунайский порты, но их показатели весьма скромны и почти не отражаются на объмах переработки в целом. За полгода эти порты переработали столько же грузов (117 тыс. т) сколько один ОМТП может сделать за сутки.
Подобной ситуации, когда 13 из 18 портов ухудшили показатели, не было с кризисного 2009 г. Но в связи с этим особое внимание следует обратить на Ильичевский МТП. Если практически для всех портов наихудшим за последние годы стал 2009 г., то для ИМТП наихудшим стал 2011 г. Судите сами: в 2008 г. объем переработки в порту составил - 18,9 млн. т, в 2009 - 16,3 млн. т, в 2010 - 15,1 млн. т, в 2011 г. - 13,5 млн. т. То есть, когда в 2010 г. украинские порты начали подниматься, Ильичевский порт продолжил падение. И, сегодня, этот небольшой рост выглядит менее оптимистично, чем даже снижение объемов в Одесском (-2,3%) или Южном портах (-3,3%).
Однако, феномен Ильичевского порта не только в этом. Предприятие явно «зачищают» под закон о портах, который вступит в силу в июне следующего года. То, что происходит в этом году в Ильичевске, дает основания предполагать, что отрабатывается некая модель и после вступления в силу закона, приватизация портовых объектов будет далека от цивилизованных норм.
Итак, после того как в июле прошлого года ИМТП возглавил Александр Григорашенко (протеже холдинга «Портинвест») из порта был выдавлен практически весь бизнес, многие годы обеспечивавший его грузопотоками. Практически монопольным посредником между госпортом и клиентурой стал «Портинвест».
Происходит также сворачивание совместной деятельности с частными инвесторами. Однако, при этом самый скандальный договор последних лет с ЧП «Укртрансконтейнер» был восстановлен по решению Хозсуда Одесской области «в связи со вновь открывшимися обстоятельствами». И руководство порта даже не подало апелляцию. И вот результат. В прошлом году за январь-июнь порт собственными силами обработал 133416 TEU. В этом году - 22671 TEU, а «Укртрансконтейнер», возобновивший работу с 16 февраля - 82566 TEU. Суммарно по итогам полугодия - падение на 21% или на 28179 TEU. Опять же такое падение сопоставимо с обвалом конца 2008 г. и первой половины 2009 г.
И вот ИМТП безропотно передает УТК самый рентабельный терминал. Соответственно финансовые результаты контейнерного терминала уже не отражаются в показателях порта. Финансовый план предприятия не выполняется, ухудшаются все основные финансово-экономические показатели. Как мы уже говорили объем грузопереработки вырос на 2,1%, но чистый доход сократился на 16,5% или на 89 млн. грн. Не помогает даже экономия на людях - за год число работников ИМТП сократилось на 1050 человек.
Более того, УТК, или как оно стало называться с апреля 2012 г. - «Контейнерный терминал Ильичевск», кроме четырех причалов планируется передать еще пять. Тем самым главные причалы порта с первого по девятый - перейдут в управление до 2035 г. якобы российской компании. Как уже неоднократно сообщали многие СМИ новых владельцев конйтерного терминала стоит искать уже не в Москве, а в Донецке. Интересно, что «Национальная контейнерная компания» (РФ), которой приписывают контроль над КТИ, последний раз упоминала в сообщениях для СМИ о своей «дочке» в Ильичевске» еще в мае и ни разу не опровергла информацию о своей уже символической причастности к КТИ.
Непонятная лояльность к КТИ явно диссонирует с общей политикой в отношении к инвесторам. О каких-то реальных проектах давно ничего не слышно. Порт даже отказался от кредита ЕБРР в €26 млн. Точнее, просит направить эти деньги на другие цели, но это означает фактический отказ, поскольку необходима повторная процедура. Хотя госпредприятие уже потеряло почти €1 млн., т.к. должно платить банку если кредитные средства не используются.
И, теперь, даже не анализируя финансовую отчетность порта, можно просто визуально определить, что у предприятия большие проблемы. Ведь еще три-четыре года назад на рейде в ожидании входа в порт постоянно находилось по 10-15 судов. В этом году нет не то что очереди, а даже были дни, когда на всех причалах порта обслуживалось только одно судно.
В середине июня три профсоюзные организации ИМТП приняли совместное обращение к Борису Колесникову с требованием о расторжении контракта с А.Григорашенко. Вскоре, профсоюзы ИМТП получили ответ от первого заммистра МИУ Константина Ефименко. Оказывается, А.Григорашенко не согласился с требованием профсоюзов и оспорил их в суде. А посему, пока суд не примет решение МИУ уволить начальника ИМТП не может. Этот бюрократический шедевр явно озадачивает, особенно если вспомнить, как меняли руководителей морских госпредприятий за последние два года.
И это уже не первая отписка замминистра на очередное обращение профсоюзов ИМТП. Однако, даже если А.Григорашенко опротестовал требование профсоюзов в судах, то кто мешает К.Ефименко ознакомиться с показателями ИМТП хотя бы на tbu.com.ua, а затем посмотреть на условия контракта с начальником порта. И тут уж никакой одесский суд не сможет изменить уровень чистого дохода, количество судозаходов или продуктивность труда на одного работника.
Основные показатели Ильичевского МТП в январе-июне 2012 г.
Показатель |
2011 |
2012 |
% 2012/11 |
Грузопереработка, тыс. т |
6713 |
6856 |
102,1 |
Обработка судов, ед. |
1014 |
854 |
84,2 |
Чистый доход, тыс. грн. |
537442 |
448501 |
83,5 |
Себестоимость, тыс. грн. |
397670 |
367830 |
92,5 |
Валовая прибыль, тыс. грн. |
139772 |
80671 |
57,7 |
Административные расходы, тыс. грн. |
21411 |
20818 |
97,2 |
Налог на прибыль, тыс. грн. |
34603 |
24050 |
69,5 |
Чистая прибыль, тыс. грн. |
70416 |
56962 |
80,9 |
Доходная ставка на грузовых работах, грн/т |
47,20 |
39,44 |
83,6 |
Себестоимость на грузовых работах, грн./т |
35,23 |
33,84 |
96,1 |
Инвестиции в развитие производственной сферы, тыс. грн. |
52955 |
104105 |
196,6 |
Численность работников порта |
7414 |
6361 |
85,8 |
Среднемесячная зарплата, грн. |
4398 |
4640 |
105,5 |
Продуктивность труда на 1 работника порта по доходам, грн. |
72490 |
70508 |
97,3 |
Структура грузопереработки Ильичевского МТП в январе-июне, тыс. т
Грузы |
Экспорт |
Импорт |
Транзит |
Всего |
% к 2011 |
Наливные: |
797,4 |
43,5 |
31,2 |
872,1 |
118,0 |
Нефть |
- |
- |
22,2 |
22,2 |
22,7 |
Масло |
797,4 |
43,5 |
9,0 |
849,9 |
132,6 |
Сыпучие: |
1409,0 |
998,0 |
861,7 |
3268,7 |
99,2 |
Уголь |
13,2 |
381,0 |
- |
394,2 |
295,1 |
Руда |
575,5 |
617,0 |
187,2 |
1379,7 |
78,7 |
Сахар |
- |
- |
45,1 |
45,1 |
- |
Зерно |
601,6 |
- |
9,5 |
611,1 |
243,5 |
Прочие сыпучие |
218,7 |
- |
619,9 |
838,6 |
72,6 |
Тарно-штучные: |
671,2 |
691,8 |
1352,0 |
2715,0 |
101,3 |
Автотехника |
1,3 |
54,8 |
39,5 |
95,6 |
137,6 |
Черные металлы |
171,0 |
- |
909,1 |
1080,1 |
108,8 |
из них чугун |
- |
- |
906,8 |
906,8 |
119,0 |
металлопрокат |
144,6 |
- |
2,3 |
146,9 |
69,7 |
прочие |
26,4 |
- |
- |
26,4 |
165,0 |
Промтовары |
- |
6,5 |
- |
6,5 |
64,4 |
Продовольственные |
- |
4,3 |
0,2 |
4,5 |
19,4 |
Контейнеры, т |
342,3 |
487,8 |
173,5 |
1003,6 |
92,5 |
Контейнеры, шт. |
27381,0 |
27029,0 |
7023,0 |
61433,0 |
78,3 |
Контейнеры, TEU |
45614,0 |
47916,0 |
11707,0 |
105237,0 |
78,9 |
Автомобили, т |
55,8 |
44,2 |
167,3 |
267,3 |
222,9 |
Автомобили, шт. |
1860,0 |
1423,0 |
5172,0 |
8455,0 |
228,0 |
Прочие тарно-штучные |
100,8 |
94,2 |
62,4 |
257,4 |
67,7 |
Всего |
2877,6 |
1733,3 |
2244,9 |
6855,8 |
102,1 |
Источник: журнал «Порты Украины»
Специально для tbu.com.ua
Александр Арбузов, обозреватель еженедельника «Комментарии»
|