Ильичевск и Одесса: контейнерная «перезагрузка»?

В уходе иностранных компаний из Ильичевского порта в Одесский контейнерные операторы винят Гостаможслужбу.

Введение с 1 мая 2008 г. новых процедур таможенного оформления грузов и пропуска контейнеров на припортовые грузовые таможенные комплексы, а также интенсивность выпуска контейнеров из порта не соответствуют темпам поступления этих грузов в Украину по всем судоходным линиям. Об этом заявляют контейнерные операторы «Укртрансконтейнер» и «Портовик-Сервис», приводя в качестве доказательств результаты работы за последние пять месяцев, в части выполнения своих обязательств по качественному обслуживанию судоходных линий.

Дело в том, что с начала текущего года происходило затоваривание складских площадей Ильичевского порта контейнерами с импортными грузами, что привело к значительным убыткам судоходных линий, поскольку суда простаивали на рейде в ожидании постановки. Это вынудило «Укртрансконтейнер» установить квоты для всех судоходных линий по приему контейнеров с импортным грузом. Закономерно, что такие меры отрицательно сказались на ведении фрахтового бизнеса морскими перевозчиками.

Проведя детальный анализ движения грузопереработки контейнеров с импортными грузами по всем судоходным линиям за указанный период, операторы обнаружили, что судоходные линии ограничили прием фрахтовых заявок от отправителей, придерживаясь квот, во избежание простоя судов, тем самым, снижая движение грузов в направлении порта Ильичевск. По подсчетам аналитиков, судозаходы снизились на 25%.

Более того, активно развивая свой бизнес в 2007 г., судоходные линии NEW WORLD ALLIANCE (APL, MOL, HMM, UASC, HANJIN), GRAND ALLIANCE (Happag Lloyd (агент Overseas), NYK, OOCL, MISC) свернули свою деятельность в Ильичевском порту и начали работать через Одесский порт. С 1 октября 2008 г. прекратила судозаходы в Ильичевский порт и перенаправила их на Одессу судоходная линия EMES (агент Arkas), входящая в пятерку ведущих судоходных линий, работающих через Ильичевский МТП.

К переориентации судозаходов привела целая цепочка взаимосвязанных действий. Введение квот на хранение контейнеров с импортными грузами и длительный невывоз их из порта повлекли простои судов в ожидании постановки к причалу. Естественно, что контейнеры с импортными грузами простаивали и в ожидании отправки в портах Стамбул, Констанца. И уже как следствие всего этого сократились заявки от фрахтователей и уменьшился грузопоток.

А планы у ИМТП на этот год были действительно грандиозные. После реконструкции существующих причалов №№ 3, 4 и ввода в строй новых контейнерных перегружателей класса «пост-панамакс» планируемая мощность только контейнерного терминала ИМТП, оператором которого выступает «Укртрансконтейнер», в 2008 г. должна была возрасти в 2,6 раза и составить 860000 TEU в год. Количество судоходных линий, заключивших агентские договоры на переработку контейнеров в Ильичевском порту в 2008 г., увеличилось до 16. Это в два раза больше, чем в 2004 г. С учетом обеспечения услугами этих линий ИМТП и планировал достигнуть увеличения объемов до 1 млн. TEU. Но как показала практика, ожидания не оправдались.

Портовики, наблюдая неутешительные прогнозы, инициировали изменения в порядок проведения таможенного контроля. По инициативе ИМТП и ЗАО «Ильичевсквнештранс» (ИВТ) было принято постановление Кабмина от 9 июля 2008 г. №636 «О внесении изменений в некоторые постановления КМУ». В частности, в постановление КМУ №1989 от 24 декабря 2003 г. были внесены следующие существенные дополнения:

«п.19-1. По согласию собственника груза или уполномоченного им лица таможенный контроль товаров, которые перевозятся в контейнерах, может осуществляться в зонах таможенного контроля грузовых таможенных комплексов (автотерминалов, автопортов). Перемещение товаров в контейнерах из зоны таможенного контроля пункта пропуска в зону таможенного контроля грузового таможенного комплекса (автотерминала, автопорта) или в обратном направлении осуществляется в соответствии с технологической схемой, которая утверждается руководителем таможенного органа по согласованию с руководителем органа охраны государственной границы, порта и грузового таможенного комплекса (автотерминала, автопорта)».

В принципе, это не новшество. Указанный порядок и технологическая схема применялись и действовали в Ильичевском морском транспортном узле на протяжении шести лет. Однако на пути к реализации постановления Кабмина встала Южная региональная таможня, которая до сих пор не издала соответствующий приказ, как это предусматривается указанным постановлением правительства.

Гендиректор «Укрвнештранс» Евгений Новиков считает, что решение вопроса намеренно затягивает Гостаможслужба, которой подчинена Южная таможня. В связи с этим в Южную таможню (правопреемника Приморской таможни) было направлено письмо от Ассоциации транспортно-экспедиторских организаций Украины «Укрвнештранс» с просьбой позволить возобновить действие технологии, предусмотренной приказом Приморской таможни от 17 июля 2007 г. №286 «Об утверждении Временного порядка осуществления подразделениями Приморской таможни контроля за передвижением товаров и транспортных средств из пункта пропуска «Ильичевский морской торговый порт» в зоны таможенного контроля, созданные на территориях предприятий, которые расположены в непосредственной близости от пункта пропуска».

Стоит отметить, что «Укрвнештранс» на протяжении длительного времени, в том числе и на основании письменных просьб-обращений крупных морских перевозчиков (Maersk, ARKAS, ZIM), инициировал обращения в таможенные органы по поводу возможности размещения груженных импортных контейнеров на контейнерных терминалах ЗАО ИВТ (сегодняшняя емкость - до 6 тыс. TEU).

Таможенников не устают убеждать в том, что такая процедура минимизирует таможенные формальности в морских пунктах пропуска, сократит потери не только линейных перевозчиков, порта, но и даст возможность увеличения поступлений таможенных платежей в госбюджет.

Кроме того, необходимо и восстановление действия процедур, которые регулировали исключительно моменты пропуска грузов из ИМТП на внутренние подразделения ЗАО ИВТ, находящиеся в непосредственной близости (800-1000 м) от границ порта. Упрощенная процедура существовала в Ильичевском транспортном узле на протяжении более пяти лет. «Никаких случаев недоставки грузов на таком коротком плече за все годы работы по действовавшей технологии не существовало. Именно ее успешное применение побуждало к рассмотрению вопроса и законодательного обеспечения функционирования «сухих портов», - считают портовики.



Наталья Журбенко

Все права защищены © Транспортный бизнес 2008-2024

Перепечатка материалов сайта в полном или сокращенном виде только с письменного разрешения редакции.
Для интернет-изданий при перепечатке обязательна гиперссылка www.tbu.com.ua