Хроники «политической целесообразности» продолжаются в авиапроме

Премьер-министр Украины Арсений Яценюк уволил главу правления ГП «Антонов» Дмитрия Киву… без объяснения причин.

Премьер-министр Украины Арсений Яценюк уволил главу правления ГП «Антонов» Дмитрия Киву. Распоряжение КМУ датировано 9 апреля 2014 г., однако известно об этом стало только через пять дней. На сайте же Кабмина, по состоянию на 15 апреля информация была только за 7 число, что свидетельствует о принятии решения - «около урны» и не желании «выносить сор из избы». Более того, в кабминовском распоряжении отсутствует причина увольнения и информация о новом руководителе концерна.

В самом ГП «Антонов» заявляют, что Дмитрий Кива уволен только с поста главы госпредприятия, в который входят «Авиационный научно-технический комплекс имени Антонова», «Серийный завод «Антонов», «Завод №410 гражданской авиации» и Харьковское государственное авиационное производственное предприятие. Главой АНТК им. Антонова Д.Кива все еще остается. Другими словами, речь идет об очередном раунде «политических» перестановок.

На фоне заявлений о реорганизации системы управления отраслями и «ломке олигархической системы дерибана» данное увольнение выглядит вполне логично, но несколько несвоевременно. Ранее новый Кабмин заявил о восстановлении Министерства промышленной политики, затем появилась новая версия – Минпромполитики будет работать под началом Министерства экономического развития и торговли, далее была информация о серьезных преобразованиях в руководстве Госконцернов, особенно имеющих отношение к военно-промышленному комплексу.

В случае с Дмитрием Кивой формулировка «пророссийский» выглядит и логично и не логично. «Российский» след наблюдается во всех проектах КБ «Антонова» хотя бы потому, что любой самолет предприятия на 30-70% (в зависимости от типа) состоит из российских узлов и агрегатов. С другой стороны «антоновцы» последовательно отстаивают свою позицию, а россияне уже неоднократно заявляли о выходе из переговоров по совместным проектам с украинской стороной из-за «несговорчивости» украинской стороны.

Если упростить формулировки до бытового уровня, то чаще всего перевод высказываний российской стороны звучал бы так: «Мы ж им честно предлагали треть от реальной стоимости проекта, все остальное - в откате, а они почему-то не соглашаются, поэтому мы сворачиваем проект». Последнее высказывание поддерживают большинство опрошенных экспертов, поэтому версия о пророссийском следе в увольнении Д.Кивы выглядит натянуто. Тем более, что как раз накануне появления информации об увольнении Д.Кивы появилось сообщение о завершении испытаний Ан-70… без участия российских военных.

Напомним, ранее российская сторона всячески уклонялась от участия в финальном этапе сертификационных испытаний среднего военно-транспортного самолета Ан-70 и принятии его на вооружение. Версии назывались разные, но чаще всего просматривалась коммерческая - отсутствие желания платить за проект. Сам самолет россиянам нужен, но… как бы выразились бы в Одессе - «за полцены».

Как бы там ни было, «Антонов», говоря популярно, «психанул» и завершил испытания самостоятельно, без участия россиян, при помощи летного и инженерно-технического состава Государственного научно-испытательного центра (ГНИЦ) Вооруженных сил Украины. Теперь Ан-70 можно смело предлагать на внешних рынках как полноценный украинский продукт. Пусть россияне подают в Стокгольмский арбитраж…

В такой ситуации «пророссийский след» в увольнении Д.Кивы, мягко говоря, не получается. Более правдоподобна попытка получить контроль над оборотами ведущих авиастроительных предприятий Украины.

Просто цифры - в 2013 г. ГП «Антонов» увеличило чистый доход на 1,5%, или на 48,011 млн. грн. - до 3268,638 млн. грн. по сравнению с 2012 г. Этих средств по информации руководства ГП «Антонов», явно не достаточно для полноценной деятельности. В ответ многие авиакомпании жалуются, что даже при наличии полноценного заказа «антоновцы» не всегда могут выполнить его в срок. Подтверждением тому иракский контракт по Ан-32, срыв заказа от Экваториальной Гвинеи на поставку пяти Ан-32, постоянные переносы сроков поставок Ан-148/Ан-158 по заказам различных стран. Все это можно объяснить финансовыми трудностями, но многие эксперты заявляют, что есть целая «околоантоновская индустрия», в которой крутятся миллионы в сфере продления ресурса всех еще летающих по всему миру антоновских машин.

К этому следует добавить такой интересный объект как авиакомпания «Авиалинии Антонова», которая специализируется на эксплуатации семи уникальных военно-транспортных самолетов Ан-124. Оборот фирмы составляет порядка $300 млн. в год. Вероятнее всего, новым властям эти миллионы понадобились для срочного наполнения бюджета.



Вячеслав Коновалов

Все права защищены © Транспортный бизнес 2008-2024

Перепечатка материалов сайта в полном или сокращенном виде только с письменного разрешения редакции.
Для интернет-изданий при перепечатке обязательна гиперссылка www.tbu.com.ua