Хроники политической целесообразности - МИУ пытается обезглавить Украэрорух

Попытки уволить гендиректора госпредприятия по обслуживанию воздушного движения Украэрорух Юрия Чередниченко пополнили список кадровых перестановок, которые условно называют «политически целесообразными» со стороны новых руководителей отрасли. Как и предыдущие перемещения, снятие руководителя Украэроруха вызывает множество вопросов, которые в профильном министерстве практически не комментируют. Ю.Чередниченко сначала обвинили в госизмене - якобы он передавал информацию о полетах украинской авиации сепаратистам, потом в финансовых нарушениях - якобы вскрыли ряд схем перевода средств предприятия в оффшорные зоны. Затем под предлогом устранения нарушений предприятие штурмовали бойцы батальона «Киев-1», пытаясь посадить в кресло гендиректора министерского назначенца Сергея Здоровца, но последнего просто выгнали сотрудники предприятия, мотивируя эти действия его профнепригодностью. Сейчас на предприятии ведутся многочисленные проверки контролирующих органов, Ю.Чередниченко временно отстранен от должности. Чтобы разобраться в ситуации, обозреватель «Транспортного бизнеса Украины» встретился с Ю.Чередниченко, ниже предлагаем интервью.

- Юрий Анатольевич, у Вас есть объяснение происходящему? Почему новый министр захотел снять Вас с должности? Чем он это мотивировал?

Ю.Ч. Все началось в апреле, когда во время нашей встречи министр инфраструктуры Максим Бурбак предложил мне написать заявление об увольнении по собственному желанию. Я ему задал вопрос: «У вас есть хотя бы одна формальная претензия ко мне? Не просто увольняетесь и все, потому, что в министерстве так решили, а конкретные претензии - по хозяйственной деятельности, по другим нарушениям?» Мне так и не смогли пояснить в чем проблема.

Потом на предприятии назначили проверку и на время ее проведения меня отстранили от выполнения должностных обязанностей. На этот период был назначен исполняющий обязанности С.Здоровец. Но вот тут-то и начались нарушения, которые и вызвали возмущения со стороны коллектива. С формальной точки зрения, для назначения на мое место нового руководителя необходимо, чтобы данный человек отвечал ряду требований - имел профильное образование и опыт работы в системе управления воздушным движением. Насколько я знаю, Сергей Здоровец таким критериям не отвечает. Если уж в министерстве решили назначить и.о., у нас на этот случай есть кадровый резерв в Украэрорухе - как минимум три человека находится в таком кадровом резерве, плюс есть еще руководители региональных структурных подразделений ОВД, которые также могут исполнять обязанности генерального директора Украэроруха - таковых как минимум пять человек. Тут необходимо понимать - управление воздушным движением очень сложный процесс, назначать сюда руководителя со стороны нельзя. Необходимо понимать специфику работу, ее сложность, нюансы. На первый взгляд, диспетчеров в Украине всего 1200 человек, плюс около 5 тыс. человек другого персонала, но без этих людей ни один самолет не взлетит и не приземлится.

- Если вернуться к претензиям. Руководство министерства заявляло о неких оффшорных счетах, на которые переводились средства Украэроруха, плюс Вас обвинили в госизмене - передаче информации сепаратистам.

Ю.Ч. Если говорить о госизмене, то тут складывается странная ситуация. Все знают, как работает СБУ. Если бы у них были доказательства, я бы с вами сейчас не разговаривал, а находился под арестом. По этому поводу мы специально обратились в Генпрокуратуру, но нам заявили, что у них нет информации о вынесении мне подозрения в совершении госизмены. СБУ также претензий мне не предъявляло. Информация о госизмене была только в виде информационного сообщения из Администрации президента и не имела подтверждений.

Что касается различных оффшорных счетов, тот тут как говорится: «Не делай добра - не будешь страдать». Украэрорух стратегическое предприятие, которое предоставляет аэронавигационные услуги всем воздушным судам в украинском небе. Через территорию Украины ежегодно пролетает около 500 тыс. воздушных судов, большинство из которых - это транзитные борта, следующие с юга на север и из Европы в Азию. Оборот предприятия более 2,7 млрд. грн. Чтобы эта машина работала, необходимо ее обеспечивать оборудованием, локаторами, метеостанциями и различными системами. Все закупки в рамках предприятия проводятся по специальным тендерным процедурам и в большинстве случаев нарушения обнаруживаются только в умах отдельных «политиков» или в некорректных высказываниях журналистов. Возьмем несколько крупных скандалов последних лет.

Якобы мы заключили не выгодный контракт с компанией «Stilbay Holdings Limited» (Кипр) на поставку оборудования на сумму €21,4 млн. Глава МВД Виталий Захарченко в марте 2013 г. лично распорядился провести проверку по этому делу. Бригада проверяющих состояла из 23 следователей. Выяснилось, что это были три обыкновенных лизинговых контракта на поставку систем ОВД в Симферополь и Одессу, а также двух локаторов обзора летного поля для «Борисполя» и одного для «Донецка». Ставки там были LIBOR+1% - это на уровне предложений ЕБРР. Скандал запустили, документы изъяли, но так ничего и не нашли.

Другой пример, в прессе появляется скандальное заявление, что Украэрорух закупил компьютеры по 280 тыс. грн. На первый взгляд, действительно кошмар. Начинаем разбираться. Выясняется, что журналисты не все поняли. Действительно была такая закупка, но в графе «предмет закупки» значится компьютерное оборудование, а не компьютеры. Под этим термином подразумевалась закупка специальных профессиональных мониторов для автоматизированных рабочих мест диспетчеров. С большой диагональю, со специальными функциями, чтобы диспетчер мог нормально за ним работать и сопровождать одновременно десятки воздушных судов. Они действительно так стоят, и это не наша прихоть. Обратитесь в специальные компании, они подтвердят такую стоимость. К слову, ранее мы аналогичные мониторы покупали еще дороже. В 90-х гг. они стоили €80 тыс., в 2001 г. для Симферополя мы их покупали по €50 тыс. Сейчас, получается купили по €28 тыс. евро [закупка проводилась в конце 2013 г., когда курс евро составлял порядка 10 грн. за 1 евро - tbu.com.ua].

Еще один пример - покупка «двух ноутбуков с антеннами за 1,5 млн грн.». Также разобрались, выяснилось, что это VOR-DME. [VOR/DME - комплексная радионавигационная система аэронавигационного оборудования для воздушного судна, включающая в себя: VOR - всенаправленный азимутальный радиомаяк (англ. VHF Omni-directional Radio Range), DME - всенаправленный дальномерный радиомаяк (англ. Distance Measuring Equipment) – tbu.com.ua]. Назвать их ноутбуками с антеннами мог только человек, который совсем не в теме.

Таких примеров можно приводить десятки. На первый взгляд, сенсация, а если разобраться, то ничего сенсационного. Все эти факты, в который уже раз проверяют специальные комиссии. У нас в Украэрорухе сейчас две комиссии от МИУ, комиссии из Госфининспекции (бывшее КРУ), СБУ, Миндоходов и сборов, Минюста и МВД, всего около 40 проверяющих. Все что-то ищут, но нам не привыкать. Совсем недавно закончила работать комиссия Госфининспекции, которая работала восемь месяцев. Начинала они еще при прошлой власти в 2013 г., сейчас вот заново взялись проверять.

- Была версия, что одна из причин Вашего снятия в сдаче украинских интересов в Крыму.

Ю.Ч. Наоборот. Мы сделали все, что могли для отстаивания украинских интересов. Оперативно было переведено управление воздушным движением над Крымом и частью Черного моря из Симферополя в Одессу и Днепропетровск. Для резервирования развернуты радиолокационные станции в Бердянске и Геническе. Россияне были в ярости, когда узнали, что с захватом Симферополя Украина не только не потеряла контроль над воздушным движением в регионе, но и оперативно смогла предложить альтернативу. Коллектив диспетчеров поступил патриотично - из 120 человек, которые работали в «Крымаэрорухе», 90 переехали на материковую Украину и работают теперь в других подразделениях Украэроруха.

- Но определенные потери все же были?

Ю.Ч. Да, последние несколько лет мы активно вкладывали средства в модернизацию аэронавигационного оборудования в Симферополе и Крыму. Закупалась новая техника, метеостанции, локаторы, модернизировали Симферопольский районный диспетчерский центр и аэродромную вышку. Только по балансовой стоимости - это около 555 млн. грн. Но тут мы ничего не можем сделать, это уже поле для политиков.

С точки зрения доходов мы за этот год потеряли уже около 200 млн. грн. Из-за закрытия части воздушного пространства некоторые авиакомпании, которые летят из Европы в Азию, добросовестно выполняют соответствующие рекомендации ICAO и облетают зону над Черным морем, ранее обслуживавшуюся Украэрорухом.

Необходимо отметить, что россияне также пострадали. Часть российских авиакомпаний приняли решение облетать Украину при полетах из Москвы в Грецию, например. Из-за этого время полета увеличилось на один час двадцать минут, а это серьезно влияет на стоимость авиабилетов.

- Давайте вернемся к конфликту с Мининфраструктуры. Какой Вы видите выход из сложившейся ситуации?

Ю.Ч. Выход в диалоге. Люди вышли на акции протеста из-за невразумительной позиции руководства министерства. Плюс фактически рейдерский захват здания Украэроруха вооруженными людьми. В министерстве утверждают, что это не был силовой захват, но мы имеем камеры видеонаблюдения, на которых ясно видно, как разбиваются стекла, выбиваются двери и вооруженные люди врываются в помещения. Проблема не столько во мне, как руководителе, сколько в желании, чтобы руководство министерства услышало людей и их требования о верховенстве закона.



Подготовил Вячеслав Коновалов

Все права защищены © Транспортный бизнес 2008-2024

Перепечатка материалов сайта в полном или сокращенном виде только с письменного разрешения редакции.
Для интернет-изданий при перепечатке обязательна гиперссылка www.tbu.com.ua