ГСХ «Дунай - Черное море»: в ожидании нового скандала

Руководство ГП «Дельта-лоцман» провоцирует новую конфликтную ситуацию вокруг проекта создания судового хода «Дунай – Черное море».

Как стало известно tbu.com.ua, госпредприятие «Дельта-лоцман», до сих пор, полностью не расплатилось за работы по строительству защитной дамбы, на ГСХ «Дунай-Черное море». По информации источника в Минтранссвязи, уже несколько месяцев подрядчик строительства ЧП «Азовмех» безуспешно пытается получить оставшиеся средства за выполненные работы, в сумме около 20 млн. грн. Но заказчик отказывается даже подписывать акты выполненных работ. Напомним, что договор был подписан в августе 2008 г. на сумму 86 млн. грн.

В ЧП «Азовмех» нам сообщили, что задолженность существует, но предприятие пока не намерено публично обсуждать эту проблему, надеясь добиться выполнения условий контракта путем переговоров с руководством «Дельта-лоцман».

Мы попросили прокомментировать ситуацию директора «Дельта-лоцман» Александра Голодницкого. Нам ответили, что по состоянию на 1 августа, задолженности ГП «Дельта-лоцман» перед ЧП «Азовмех» нет. Единственное - заказчик пока не подписал акт выполненных работ, на сумму около 400 тыс. грн., из-за того, что подрядчик не предоставил «полный комплект подтверждающих документов».

«Дельта-лоцман» также сообщило, что «Азовмех» выполнил 45,2% работ и потратил 55,3% средств, предусмотренных рабочим проектом. Тем самым, администрация заказчика подтвердила, что договор подряда от 8 августа 2008 г. №350/В-08, на капитальное строительство дамбы, в полном объеме не выполнен. В п. 1 и 2 «Предмет договора» между ГП «Дельта-лоцман» и ЧП «Азовмех» указано, что Заказчик поручает, а «Генподрядчик обеспечивает выполнение работ по строительству дамбы по проекту на полное его развитие, в частности в тело дамбы должно было быть уложено камня в объеме 206,78 тыс. куб. м.

По логике, в интересах дела, и для выполнения подписанного договора, необходимо было продолжить срок договора подряда. В таких случаях: «Коней на переправе не меняют». Однако А.Голодницкий принимает решение о проведении нового тендера, на дальнейшее строительство дамбы.

«Транспортный бизнес» неоднократно информировал об этом строительстве, критикуя организационные и инженерно-технические решения по строительству дамбы, приводили мнения специалистов, утверждавших, что защитная дамба должна строиться со стороны моря, а не со стороны берега. Но в данном случае проблема состоит в том, что из-за действий руководства ГП «Дельта-лоцман», может пострадать уже третий подрядчик этого многострадального проекта, за последние четыре года.

В 2004 г. подрядчик, немецкая компания «Мобиус», безукоризненно выполнила весь комплекс работ, но в 2005 г., назначенный на должность директора «Дельты-лоцман» А.Голодницкий, сначала расторг договор по дноуглублению с госпредприятием «Черазморпуть», а затем и с компанией «Мобиус». В результате проект был остановлен на два года, из-за чего, согласно выводов госэкспертизы, государству был нанесен ущерб в размере 200 млн. грн.

В начале 2008 г., А. Голодницкий вновь возглавил предприятие, и вскоре расторг контракт с подрядчиком ООО «Укрморшлях», не заплатив при этом около 10 млн. грн. за выполненные работы. В дальнейшем, с апреля по сентябрь, в самый благоприятный сезонный период, никаких работ по проекту не проводилось.

Но случай с ЧП «Азовмех» особый, в отличие от предыдущих подрядчиков, претензий к этой компании у заказчика не было. Основные работы на дамбе были завершены в начале апреля этого года. Был построен участок дамбы длиной 1600 м от берега до т.н. «немецкой» дамбы, построенной в 2004 г.

7 апреля район строительства посетил Президент. Там же, Виктор Ющенко вручил государственные награды. Орденами «За заслуги» третьей степени были награждены А.Голодницкий и главный инженер института «Укрречтранспроект» Василий Шихненко. Из четырех медалей «За доблестный труд», только одна досталась работнику «Азовмеха», водителю Юрию Очеретяному. Причем Указ Президента датирован 6 апреля, но был обнародован только 13. По информации нашего источника в Минтранссвязи изначально планировалось, что ордена получат и работники «Азовмеха», которые имели непосредственное отношение к данному строительству. Но, кроме награжденных на дамбе в опубликованном через неделю указе в перечень «орденоносцев» попали Иосиф Винский и одесский губернатор Николай Сердюк.

Как видим, «Азовмех» пока не получил ни моральной, ни материальной компенсации. Более того, в апреле «Дельта-лоцман» объявила тендер на продолжение работ по строительству дамбы. Тендерные предложения подали десять компаний, но к участию были допущены только «Азовмех» и ООО «Спецдорстройтехника», которое в итоге и было объявлено победителем. Хотя сумма предложения этой компании превысила на 12-27 млн. грн. заявки других участников, и составила 97 млн. грн, а сама компания получила лицензию только в октябре 2008 г., и соответственно не имеет достаточного опыта для проведения таких работ.

По имеющейся информации выбор этой компании был связан с попытками А.Голодницкого заручиться поддержкой Партии регионов, накануне ожидавшихся создания широкой коалиции и отставки И.Винского. В частности ООО «Спецдорстройтехника» (г. Краматорск, Донецкой обл.) связывают с влиятельным народным депутатом от ПР, членом комитета ВР по транспорту и связи, Александром Лещинским.

Три компании, подававшие заявки на участие в тендере, - «Евролюкс-С», «Виадукт» и «Азовмех» оспорили его результаты в Минэкономики, но их жалобы так не были удовлетворены. Показательно в этом плане, обнародованное УНИАН, заявление замминистра - главы администрации морского и речного транспорта Михаила Чубая: «Канал «Дунай - Черное море» в перспективе позволит на 10-12% увеличить грузооборот торгового судоходства через Украину. А дамба - это конкретный шаг в обустройстве канала, хотя и не последний. Очень важно, что возобновлены работы после достаточно длительного перерыва - это заслуга и самого «Дельта-лоцман», и Минэкономики. Ну и, конечно же, без усилий нынешнего руководителя «Дельта-лоцман» А.Голодницкого ничего бы не получилось».

Стоит напомнить, что в 2008 г. эти «усилия» привели к остановке работ на полгода после смены подрядчика. Кроме того, «усилия» образца 2009 г. могут привести к очередной конфликтной ситуации, если «Азовмех» начнет требовать выполнения условий контракта в судах. Это может стать хорошим поводом для Румынии, по организации очередной информационной кампании, с целью дискредитации украинского проекта ГСХ «Дунай - Черное море». Хотя у такого сверхприбыльного предприятия как «Дельта-лоцман» есть все возможности расплатиться с подрядчиком. Возможно причина в том, что существующая практика взаимоотношений между госпредприятиями и частными компаниями - подрядчиками предполагает некие «особые условия» при оплате работ, чтобы обе стороны были довольны.



Василий Бондарь

Все права защищены © Транспортный бизнес 2008-2024

Перепечатка материалов сайта в полном или сокращенном виде только с письменного разрешения редакции.
Для интернет-изданий при перепечатке обязательна гиперссылка www.tbu.com.ua