ГАИ не хватает штрафов?

Увеличение в разы штрафов за нарушение правил дорожного движения уже не устраивает ГАИ. Руководители ведомства вышли с новой инициативой по борьбе с пьянством за рулем.

Речь идет о трехуровневой системе наказаний. Если водителя «поймали» в пьяном виде за рулем в первый раз, то его ждет солидный штраф, во второй с «отягощающими» (например, совершение ДТП) - произойдет изъятие автомобиля с последующей его продажей, и третий уровень - запрет управлять автомобилем вообще.

Такая система мер, по мнению начальника Государственного департамента ГАИ МВД Украины Сергея Коломийца, должна навести порядок на дорогах и просто не позволит в нетрезвом виде садиться за руль.

Сегодня в Украине по вине пьяных водителей гибнет в три раза больше людей на дорогах, чем в Европе. Поэтому реформа просто назрела. В принципе никто не отрицает, что надо усиливать штрафные санкции за управление автомобилем в состоянии алкогольного опьянения.

Однако предложение об изъятии и продаже машины, если водителя задержали пьяным за рулем дважды в течении одного года, не выдерживает критики. С самого начала возникают вопросы по поводу продажи конфискованного авто. В ГАИ говорят, что продавать будут с аукциона. Но во-первых, кто именно будет этим заниматься, а во вторых, как это согласуется с нормами Конституции, ибо таким же образом можно «подогнать» под эту схему и изъятие квартир и любого другого имущества.

Суть проблемы заключается в том, что Украина нечто похожее с реализацией конфискованного товара уже проходила. Эта ситуация породила целый набор коррупционных схем, на которых зарабатывали посредники. Достаточно было, чтобы определенный сотрудник правоохранительных органов принял решение об изъятии товара, а затем работала схема его продажи. Неважно, что это решение опротестовывалось в суде - доказать что-либо потом было уже сложно.

Кроме того, у автоинспекции появляется очередная возможность увеличения штатов. Ведь, по сути, должно быть создано новое подразделение в структуре ГАИ, которое будет регистрировать все нарушения водителей и при запросе по рации оперативно сообщать инспекторам, был ли замечен водитель в нарушениях правил дорожного движения. Есть модификация этой схемы - каждому патрулю выдадут по ноутбуку с Wi-Fi. При задержании сразу же есть возможность проверить водителя и избрать меру пресечения. Естественно, второй вариант нереален. Поэтому в каждой области придется добавить как минимум по десятку штатных единиц для оперативного реагирования на запросы инспекторов.

Есть еще и вопрос по поводу законности продажи уже задержанных автомобилей. Согласно действующему законодательству, это невозможно. Однако, по словам С.Коломийца, теперь существует взаимопонимание с судами, которые будут принимать подобные решения. Более того, такой эксперимент уже проводится в Тернопольской области, где у трех водителей автомобили были изъяты и проданы на аукционе.

Как объясняют эксперты, в принципе, нечто подобное и сейчас работает в системе ГАИ. Однако эта схема действует в случае злостных нарушителей. А выглядит это так: за тяжкое нарушение машину забирают на штраф-площадку. По истечению определенного времени, когда за стоянку «набегает» круглая сумма ее продают по заниженным ценам. Но в любом случае, законность подобной продажи сомнительна.

В Кабмине и ВР эти схемы еще не комментируют, поэтому говорить об их внедрении пока рано. Однако если исходить из постоянных заявлений Президента о необходимости усилить ответственность за нарушения ПДД, можно смело прогнозировать дополнительные меры со стороны чиновников на уровне «промежуточных» нормативных актов.



Тарас Федорчук

Все права защищены © Транспортный бизнес 2008-2024

Перепечатка материалов сайта в полном или сокращенном виде только с письменного разрешения редакции.
Для интернет-изданий при перепечатке обязательна гиперссылка www.tbu.com.ua