Фрахтовый рынок: Новый флот «пойдет ко дну»?

По мнению экспертов, причинами второго витка обвала фрахтового рынка, начавшегося в конце марта и завершившегося в конце апреля, стали те же факторы, которые вызвали январское падение ставок на балкерный тоннаж. В частности, помимо избыточности новых судов, речь идет о заметном сокращении отгрузок главных навалочных грузов - руды и угля.

Так, объемы отгрузок бразильской руды в январе 2011 г. были на 20% ниже, чем среднемесячные в IV квартале 2010 г., а австралийской железной руды - на 17%. Это же относиться и к отгрузке угля. Январские отправки южноафриканского угля из Ричардс Бэй сократились на 21%, а австралийского угля из Квинсленда - на 37%. Кроме того, из-за ливневых дождей заметно снизились отгрузки и колумбийского угля.

Причем, специалисты Freight World считают, что изменение тренда и улучшение фрахтовой конъюнктуры в конце апреля не имеет фундаментальных основ и является временным явлением. При этом судовладельцам еще очень повезет, если и в дальнейшем ставки сохранятся на апрельском уровне. Эту точку зрения подтверждает апрельский обзор французских судовладельцев, в котором говорится, что, роста торговой активности и увеличение объемов перевозки балкерных грузов, будет явно недостаточно, чтобы «абсорбировать» весь заказанный и поступающий на рынок новострой. Поэтому и 2011 и 2012 гг. будут весьма тяжелыми для судовладельцев, поскольку избыток тоннажа будет держать ставки на минимальном уровне.

Такого же мнения придерживаются и аналитики Jeferies, считающие, что восстановление рынка балкерного тоннажа возможно не ранее 2013 г., да и то, только в том случае, если судовладельцы прекратят заказывать новые суда. В наихудшем положении окажутся балкера типа «кейпсайз», для которых аналитики Jeferies снизили собственный прогноз ставок на 2011 г. с $25 тыс. до $13 тыс. за сутки. Аналитики этой группы ожидают также существенного падения котировок акций большинства судоходных компаний на основных биржевых площадках.

Напомним, что в 2009 г. балкерный флот увеличился на 9,9% и с немалым трудом был «абсорбирован» рынком, хотя рост объемов китайского импорта железной руды составил в тот год 40%. В 2011 г. увеличение объемов поставок железной руды в КНР прогнозируется на уровне 8%, а рост балкерного флота составит, как минимум, 10-12%. Поэтому проблема избытка балкерного тоннажа в ближайшие полтора года будет только нарастать. В любом случае, этот вывод трудно оспорить в отношении судов типа «кейпсайз» и «панамакс».

В частности, согласно прогнозам Clarksons в 2011 г. дедвейт балкеров типа «панамакс» увеличится на 11%, а «кейпсайз» - на 17%. По данным Arctic Securities, в этом году на рынок уже поступило 72 кейпсайза, а до конца года планируется поставка еще около 220 судов. Тем самым общее количество избыточного флота данного типа в 2011 г. может составить около 240 ед., что создаст реальную основу для низкого уровня ставок. Поэтому, по мнению Commodore Research, многим балкерам «кейпсайз» в этом году придется стать на прикол, поскольку ставки фрахта не будут покрывать операционных издержек. Последние для балкеров «кейпсайз» оцениваются в $10 тыс. за сутки, в то время как стоимость отстоя составляет порядка $1500 сутки.

В качестве дополнительных оснований для пессимизма, но уже со стороны спроса на перевозки, аналитиками приводятся данные о замедлении темпов роста мирового ВВП, снижении темпов роста производства стали в Китае и опережении самого производства над спросом.

Так, аналитики IHS Global Insight уменьшили свой прогноз роста мирового ВВП на 2011 г. с 3,7 до 3,5%, по сравнению с 4,1% роста в 2010 г. Рост экономики США в I кв. 2011 г. составил менее 2% и во II квартале ожидается немногим больше. В Китае в I квартале рост ВВП составил 9,7%, что также ниже показателя IV. Здесь, уместно напомнить, что доля КНР в мировом ВВП возросла с 5% в 2005 г. до 9,5% в 2010 г.

С другой стороны, по данным World Steel Association (WSA), за I кв. мировой объем производства стали достиг 374,5 млн. т, что на 8,8% больше, чем за аналогичный период 2010 г. Но в 2011 г. ожидается увеличение спроса всего на 5,9%, а в 2012 г. - на 6,0%. Кроме того, относительно медленно будет расти потребление стальной продукции и в главной мировой кузнице товарных потоков - Китае. Таким образом, представленные WSA данные подтверждают, что производство стальной продукции в большинстве регионов мира в первом квартале текущего года превысило спрос.

Производство стали ведущими странами в 1 кв. 2011 г. млн. т

Страна

Январь

Февраль

Март

Всего

Китай

59,9

54,3

59,4

173,6

Япония

9,7

8,9

9,1

27,7

США

7,2

6,7

7,1

21,0

Индия

5,6

5,7

6,4

17,7

РФ

5,8

5,6

6,2

17,6

Южная Корея

5,6

5,0

5,8

16,4

Германия

3,7

3,7

4,0

11,4

Украина

2,9

2,7

3,1

8,7

Бразилия

2,8

2,7

3,0

8,5

Турция

2,7

2,5

2,7

7,9

Источник: WSA

Производство стали в КНР в 2011 г. прогнозируется на уровне 705 млн. т, что на 12,7% больше, чем годом ранее. Для сравнения, рост производства стали в Китае в 2006-2010 гг. ежегодно составлял 12%, а в 2001-2005 гг. – 22,6%. В то же время, согласно заданиям 12-го пятилетнего плана, этот рост должен составлять 6% ежегодно. Таким образом, 2011 год явно опережает контрольную цифру, т.е. можно ожидать, что правительство КНР примет меры для замедления темпов производства стали, что, в свою очередь, может негативно сказаться на объемах импорта железной руды и кокса. Правда, здесь решающую роль может сыграть соотношение внутренних и мировых цен на данные виды сырья. В связи с этим неудивительно, что власти КНР возвели проблему ценообразования на железную руду в ранг национального стратегического приоритета, что может иметь существенные последствия для объемов ее импорта.

Но, не все аналитики настроены пессимистично, в первую очередь, в отношении роста товарных потоков. Аналитики Credit Suisse Group прогнозируют, что Япония будет вынуждена в 2011 г. дополнительно импортировать около 6 млн. т угля, после того как в стране, в связи с землетрясением и цунами пострадали атомные электростанции. В свою очередь эксперты Clarksons прогнозируют, что в 2011 г. Япония увеличит импорт угля до 209 млн. т, что на 5,2% больше в сравнении с годом ранее. До землетрясения прирост прогнозировался на уровне 1,6%.

По мнению экспертов Castalia Fund Management увеличение импорта угля для электростанций, а также других видов сырья для восстановительных работ в Японии, может поднять существующий уровень фрахтовых ставок для балкеров «панамакс» на 55%. В то же время аналитики Sydbank считают, что ни восстановительные работы в Японии, ни возобновление после наводнения полномасштабных отгрузок угля из Австралии, ни увеличившиеся объемы отправки старых балкеров на скрап не послужат толчком для существенного улучшения фрахтовой конъюнктуры в 2011 г.

Впрочем, сами судоходные компании полагают, что не все так плохо. Они считают, что из-за роста объемов экспорта руды и угля из Австралии и Бразилии, а также увеличения отгрузок зерновых в Атлантике, востребованость балкерного флота вырастет. Во всяком случае, такого мнения придерживается руководство балкерной компании Pacific Basin. По некоторым прогнозам, опирающимся на т.н. «технические индикаторы», Балтийский фрахтовый индекс сухогрузного тоннажа после завершившегося в конце апреля падения на отметке в 1250 пунктов, возможно, вырастет до 1585 пунктов.

Кроме того, по данным брокерской компании BMTI, в первом квартале 2011 г. перенос сроков поставки новых балкеров составил 50%, по сравнению с 35% за аналогичный период прошлого года. В случае, если темпы переноса сроков поставки балкеров останутся такими же высокими, как и в начале года, прирост мирового флота сухогрузов может быть не таким значительным, как предполагается. А это означает, что увеличение мирового флота балкеров, ожидаемое в 2011 г. на уровне 12 - 13% может существенно сократиться и стать сопоставимым с ростом мировой торговли балкерными грузами.

А согласно прогнозам, в 2011 г. мировая морская торговля навалочными грузами, включая зерно и сахар, вырастет на 6-7% и достигнет рекордных 3,5 млрд. т. По данным Департамента сельского хозяйства США (USDA) существенное увеличение объемов продаж риса - на 18% в текущем маркетинговом году ожидает Аргентину, Бразилию, Парагвай и Уругвай. В Бразилии и Парагвае ожидаются также рекордные урожаи сои, составляющие 32,8 и 6,0 млн. т соответственно, в то время, как урожай этой культуры в США составит 43 млн. т. Из этого урожая на долю Китая придется 57 млн. т, что на 7 млн. т больше, чем в предыдущем маркетинговом году. Помимо рекордных объемов экспорта сои, Бразилия увеличит и отгрузки кукурузы до 11 млн. т.

Средний уровень фьючерсных сделок на балкерный тоннаж на рынке FFA

Тип

Дата котировки

Период фьючерсной сделки

II кв. 2011 г.

2 п/г 2011 г.

2012 г.

Панамаксы

01.04.11

15575

14385

14375

15.04.11

13200

13575

13775

28.04.11

13350

13665

13650

Супермаксы

01.04.11

15025

13485

13300

15.04.11

14125

13325

13200

28.04.11

13425

13425

13200

Хэндисайзы

01.04.11

11575

10850

10750

15.04.11

11400

10835

10625

28.04.11

10825

10835

10425

Источник: Clarkson

И наконец, производство коксующегося угля в КНР в 2011 г. прогнозируется на уровне 520 млн. т, а его импорт - 56 млн. т, что на 9 млн. т или 37% больше, чем в 2010 г. Корейская компания Hyndai Steel планирует в 2011 г. увеличить импорт железной руды на 6 млн. т, а коксующегося угля - на 2,8 млн. т, что даст дополнительную «работу» балкерам «кейпсайз» и «панамакс». И этот список можно было бы продолжить, хотя котировки фьючерсного рынка пока что ближе к пессимистическим прогнозам. Но, окончательное слово за реальным фрахтовым рынком…

По материалам морской периодики



Валерий Войниченко

Все права защищены © Транспортный бизнес 2008-2024

Перепечатка материалов сайта в полном или сокращенном виде только с письменного разрешения редакции.
Для интернет-изданий при перепечатке обязательна гиперссылка www.tbu.com.ua