Деятельность Ялтинского порта, в отличие от других портов Украины, имеет ярко выраженный сезонный характер. Как и курорты Крыма, порт основные доходы получает летом. Об особенностях работы предприятия в этих условиях мы попросили рассказать начальника порта Федора Бедина.
- Федор Павлович, каковы основные показатели работы порта?
Ф.Б. Начальником порта я был назначен осенью 2006 г. Состояние предприятия было не из лучших. Кадровая чехарда 2005-2006 гг., попытки скрытой приватизации, передача портофлота в аренду частным компаниям на невыгодных условиях привели к убыточным результатам работы.
Работа Ялтинского порта связана, в основном, с организацией пассажирских перевозок и обслуживанием круизных пассажирских судов. Грузопереработка, в основном песка, составляет всего 250 тыс. т. Формирование доходов порта имеет ярко выраженный сезонный характер. На протяжении 1, 2 и 4 кварталов порт проводит ремонтные и подготовительные работы, необходимые для обеспечения основных видов деятельности. Прибыльным является 3-й квартал, который определяет формирование годовых финансовых показателей и позволяет аккумулировать средства.
Цели и задачи, которые ставятся перед портом, направлены на достижение безубыточной работы порта, увеличение прибыли предприятия. Так в 2007 г. порт вышел на прибыльную работу. Она составила 212,0 тыс. грн., увеличена по сравнению с 2006 г. на 1887,3 тыс. грн. Силами коллектива МТП в 2007 г. достигнуты следующие результаты:
Финансовые показатели (тыс. грн.)
Показатель |
2006 г. |
2007 г. |
Темп роста % |
Доходы |
38435,5 |
38923,6 |
101,3 |
Расходы |
40110,8 |
38711,6 |
96,5 |
Фин.рез. |
-1675,3 |
212 |
+1887,3 тыс. грн. |
Производственные показатели
Показатель |
2006 г. |
2007 г. |
Темп роста,% |
Переработано грузов, тыс.т. |
232,1 |
260,6 |
112,3 |
Перевезено грузов, тыс.т. |
48 |
158,3 |
329,7 |
Перевезено пассажиров, тыс. чел. |
509,8 |
660,3 |
129,5 |
Основными производственными показателями порта являются: переработка грузов, перевозка грузов, перевозка пассажиров. Переработка грузов осуществляется в каботаже, за последний ряд лет динамика показателей переработки показывает значительный рост. Прирост доходов в соотношении к 2006 г. составил 1709,7 тыс. грн., что связано также с увеличением доходной ставки переработки.
В 2007 г. были изменены условия эксплуатации судов флота - эксплуатация пассажирских судов осуществлялась под управлением порта (неэффективные договорные отношения с частными фирмами были расторгнуты), при этом прирост доходов от работы пассажирских судов в соотношении к 2006 г. составил 4412,0 тыс. грн., в т.ч. благодаря увеличению судозаходов круизных лайнеров. Хотя вызывает опасение, что в этом году сезон в Крыму начался позже обычного и отдыхающих значительно меньше, чем в прошлом. А в структуре наших доходов около 60% - это поступления от пассажирских перевозок.
Количество судозаходов в порт Ялта
Судозаходы |
2006 г. |
2007 г. |
2008 г. (прогноз) |
Суда под укр. флагом |
94 |
90 |
95 |
Суда под иностр. флагом |
152 |
193 |
195 |
Всего |
246 |
283 |
290 |
Цель порта - обеспечение рентабельной работы, увеличения экономического потенциала предприятия в ближайшие годы и на перспективу. Достижение поставленной цели возможно за счет решения проблемных вопросов МТП. Для выполнения поставленных заданий разработаны ряд программ, которые направлены на стабилизацию и развитие порта.
- А что вообще представляет собой порт?
Ф.Б. Ялтинский порт - это круизные ворота Крыма. Предприятие является членом международной ассоциации круизных портов Средиземного моря «Мedcruise». Обслуживает иностранные круизные суда. Кроме того, порт осуществляет перевозки пассажиров между населенными пунктами Южного берега Крыма и перевалку грузов.
Порт принимает круизные суда, как на причале, так и на рейде. В 1986 г. был введен в эксплуатацию современный перегрузочный комплекс в Массандре, способный перерабатывать до 2 млн. т грузов в год.
Суда портофлота (прогулочные катера) в годы СССР перевозили до 6 млн. пассажиров в год. Сегодня флот порта может перевозить до 1,5 млн. пассажиров в год.
Территория порта включает: пассажирский комплекс, располагающийся в центре города, (5,51 га); грузопассажирский комплекс в Массандре (3,34 га); территории портпунктов.
Пассажирский комплекс порта может принимать теплоходы длиной до 215 м (до 240 м при благоприятных метеоусловиях) и осадкой 8,6 м. Для приема туристов, прибывающих на более крупных судах, организовано рейдовое обслуживание. Грузопассажирский комплекс порта включает в себя грузовой причал, оснащенный кранами грузоподъемностью 10-20 т; причал для судов типа «ро-ро» и паромов с кормовой аппарелью, с осадкой 6 м. Площадь открытых складов - 15 тыс. кв. м.
Имеются портпункты и причалы - Форос, Симеиз, Алупка, Мисхор, Ласточкино гнездо, Золотой пляж, Ливадия, Интурист, Никитский ботанический сад, Донбасс, Морис Торез, Гурзуф, Фрунзенское, Рабочий уголок, Алушта, Малореченское, Рыбачье, Морское, Судак.
- В этом году Минтранссвязи поставило перед портами задачу повысить финансовые показатели на 20%. Насколько удается выполнять финансовый план?
Ф.Б. По итогам первого полугодия мы увеличили на 2% объем грузопереработки, что составило 126,5 тыс. т. Но, как я уже говорил, основной финансовый результат, определяющий итоги года, мы получаем с середины июня до середины сентября. Свои коррективы в первом полугодии также внесло позднее начало курортного сезона. Поэтому доходы порта сократились на 1% с 13061,7 млн. грн., до 12919,7 млн. грн., но уменьшились и расходы на 1,1% с 16359,7 млн. грн. в первом полугодии 2007 г. до 16178,8 млн. грн. в этом году. Важным показателем также является себестоимость. Если в среднем по морским торговым портам она выросла на 31,5%, то у нас на 3,5%. Сократился и уровень плановой убыточности с 3303 млн.грн. до 3259,1млн.грн.
В целом же по итогам года порт вновь будет прибыльным. Это уже будет видно по итогам работы 9 месяцев.
- В последние годы земля и другие объекты порта являются объектом пристального внимания различных структур. Есть ли проблемы сейчас?
Ф.Б. Да, действительно, еще в 2005 г., в бытность министром транспорта и связи Евгения Червоненко на базе грузового района порта была идея создать яхт-клуб. Я тогда в порту не работал, но, судя по публикациям в прессе, эти проекты не принесли бы пользы госпредприятию.
В прошлом году, некоторые структуры, используя влиятельных покровителей в Киеве, также пытались заполучить наши 3,5 га территории в Нижней Массандре. При новом правительстве пока ничего подобного не происходит. И будем надеяться, нам не придется столкнуться с такими проблемами.
С другой стороны, что будет, если территория под грузовым районом будет передана под застройку. Несмотря на небольшие объемы перевалки, а почти весь грузопоток - это песок, используемый в строительстве, - это пока самый оптимальный вариант доставки из Евпатории в район Ялты и Алушты. И что будет, если этот песок придется доставлять не по морю, а автотранспортом, по и так перегруженным и сложным для движения автодорогам в курортной местности. Ведь это дополнительно (с учетом порожнего возврата) - около 50 тыс. грузовиков в год на трассе Ялта - Севастополь - Евпатория.
Подготовил Василий Бондарь