Евросоюз против борьбы с коррупцией в Украине

Страны Евросоюза прохладно отнеслись к предложению Украины об отмене разрешительной системы для международных автоперевозок. Исключением стала только Польша.

Как стало известно tbu.com.ua, недавно Минтранссвязи получило ответы на предложение о либерализации рынка автоперевозок от стран ЕС, с которыми действуют соответствующие межправительственные соглашения. Украина еще летом предложила отменить разрешительную систему, которая, в последние годы, стала сдерживать развитие рынка международных перевозок. И, прежде всего, для «дальнобойщиков» стран ЕС.

Причем, предложения были направлены всем материковым государствам ЕС, кроме Словении, с которой и так уже несколько лет действует система перевозок без разрешений. Показательно, что ответили лишь 16, из которых инициативу Украины подержала только Польша. Остальные, судя по срокам давности отправленных предложений, просто проигнорировали украинскую инициативу.

Ныне действующая процедура предполагает, что ежегодно с каждой страной Украина согласовывает квоту разрешений (т.н. «дозволов»). После этого стороны передают друг другу соответствующие бланки, которые выдаются перевозчикам и дают право на въезд в ту или иную страну. Кроме разовых «дозволов», выдаются также многоразовые бланки ЕКМТ (Европейская конференция министров транспорта). Масштаб «оформительской» работы характеризуют следующие данные. Только в этом году для украинских перевозчиков будет оформлено около 700 тыс. разовых и около 1400 многоразовых разрешений. То есть за год будет выполнено около 1 млн. рейсов. Примерно такое же количество рейсов выполняют в Украину иностранные перевозчики. И за последние пять лет объемы перевозок выросли почти вдвое. Официальная стоимость оформления одного «дозвола» составляет 60 грн, таким образом, кроме потери времени на оформление, расходы перевозчиков составляют около 50 млн. грн. в год. В итоге, большая часть этих средств тратится на проведение двухсторонних переговоров в Украине или командировки украинских делегаций за границу, чтобы вновь согласовывать квоты разрешений.

На предложение Украины об отмене разрешительной системы, позитивная реакция последовала только со стороны Польши. Основным лейтмотивом большинства ответов является неготовность украинских «дальнобойщиков» работать в Европе и соблюдать многочисленные требования и стандарты. Одними из главных аргументов являются более жесткие, чем в Украине, критерии доступа на рынок автоперевозок в ЕС. Но по факту, чувствуется боязнь европейцев, что украинцы начнут «левачить» в странах ЕС. Например, доставив груз в Германию, украинский водитель дальше найдет заказ в Италию, Испанию и т.д. Впрочем, никто для нас весь рынок ЕС не откроет. Поэтому можно говорить хотя бы об отмене разрешительной системы в двустороннем сообщении. И предусмотреть санкции, если украинского водителя доставившего груз из Украины в Голландию затем поймают где-нибудь на перевозке в районе Лиссабона.

Кроме того, позиция членов ЕС выглядит странно, т.к. украинские автоперевозчики пока менее конкурентоспособны. Стоимость приобретения автопоездов (с учетом низких кредитных ставок, таможенных пошлин и т.п.) в ЕС намного ниже, европейским водителям для въезда в Украину не нужны визы. И даже количественно мы не можем серьезно влиять на ситуацию. Так, например, в маленькой Словении в международных автоперевозках задействовано 12 тыс. автопоездов, в соседней Польше - 140 тыс., а в Украине - 29,7 тыс. Единственным преимуществом украинских операторов рынка является то обстоятельство, что немецкие или итальянские водители не горят особым желанием выполнять рейсы в Восточную Европу. И даже сейчас квота немецких разрешений для Украины составляет 82 тыс. в год, а немцам достаточно 8 тыс. Кроме того, у них водитель является только водителем, а у нас и экспедитором и таможенным брокером, знает как «договариваться с властями», поскольку к украинцам в некоторых странах ЕС у полиции и других ведомств отношение, мягко говоря, предвзятое.

Другое дело - страны СНГ, для которых украинские автоперевозчики являются серьезными конкурентами. С РФ давно действует безразрешительная система, но только в двустороннем сообщении. Проблемой для нас является получение необходимой квоты разрешений на перевозки в/из третьих стран (например, Украина – Италия - РФ). А Украина, как противовес, квотирует для россиян транзитные разрешения. Непростые отношения также с Казахстаном, Беларусью, Арменией.

Любое квотирование предполагает дефицит. С «дозволами» это обычно происходит в конце года. Особенно по направлениям на Венгрию, Италию, Грецию, РФ, Казахстан. В начале 2010 г. ситуация усугубилась тем обстоятельством, что в бытность министром транспорта и связи Иосифа Винского не состоялись многие запланированные двухсторонние комиссии по согласованию новых квот разрешений. Только месяц назад Госавтотрансадминистрации удалось завершить необходимые переговоры и устранить проблему дефицита. А еще летом была проведена проверка госпредприятия «Служба международных автоперевозок» (СМАП), которое занимается оформлением разрешений.

Так в первом полугодии были выявлены факты нарушения процедуры оформления и выдачи инспекторами СМАП 1800 «дозволов» на восточном направлении. На пункте СМАП «Чоп» было выдано 829 разрешений Италии и Венгрии, перевозчикам, которым они не должны были выдаваться, согласно предварительному распределению. По этим фактам в Чопе были уволены 16 из 32 инспекторов этого пункта СМАП. Кроме того, в центральном аппарате СМАП в Киеве, также с нарушением процедуры было выдано 721 дефицитное разрешение. Но уже после этой проверки были зафиксированы единичные случаи, которые можно списать на «человеческий» фактор. Так, если в первом полугодии были выявлены факты незаконной выдачи 780 разрешений на Казахстан, то затем всего два.

Как отмечал в январе 2010 г. на конференции Украинского транспортного союза его президент и он же руководитель Ассоциации международных автоперевозчиков Украины Леонид Костюченко, при таких схемах стоимость «дозвола» составляла $200-300. Масштаб злоупотреблений явно больше, поскольку проверить правильность оформления около 350 тыс. разрешений в первом полугодии было явно проблематично.

По итогам проверок материалы были переданы в правоохранительные органы. Как видим, реакции пока нет. Это, конечно же, украинские внутренние проблемы. Но позиция стран ЕС по отказу от разрешительной системы будет только провоцировать дальнейшие злоупотребления.



Василий Бондарь

Все права защищены © Транспортный бизнес 2008-2024

Перепечатка материалов сайта в полном или сокращенном виде только с письменного разрешения редакции.
Для интернет-изданий при перепечатке обязательна гиперссылка www.tbu.com.ua