Процесс подготовки объектов транспортной отрасли к проведению финальной части чемпионата Европы по футболу 2012 г. зашел в своеобразный тупик.
Более года прошло с 18 апреля 2007 г., дня победы украинско-польской заявки на Евро-2012. Подготовка транспортной инфраструктуры за это время ничем не отличалась от состояния дел, например, со строительством новых стадионов.
Сначала были разработаны фундаментальные планы «перестройки», затем оказалось, что денег из госбюджета на все не хватит, после чего все чиновники дружно бросились искать инвесторов. Однако серьезные компании пока не спешат участвовать в инфраструктурных проектах из-за несовершенства национального законодательства. Реально развиваются только те проекты, которые были разработаны еще до победы в Кардиффе, а власти продолжают заниматься «стратегическим планированием».
Энтузиазм при верстке планов развития транспортных проектов достоин уважения. В предвкушении «больших денег» стратеги из Кабмина, Минтранссвязи и КГГА внесли в Государственную целевую программу подготовки и проведения Евро-2012 все, что может быть построено к этому моменту и требует привлечения инвестиций. В план попали как «старые» (строительство на концессионной основе автодороги Львов - Краковец, возведение в Киеве железнодорожно-автомобильного моста через Днепр), так и новые (например, сооружение большой кольцевой автодороги вокруг Киева) идеи, необходимость реализации которых назрела и без проведения чемпионата.
Прогнозные объемы и источники финансирования отраслевой целевой программы подготовки и проведения Евро-2012, млн. грн.
Источники финансирования |
Объем финансирования |
В том числе по годам |
2008 |
2009 |
2010 |
2011 |
2012 |
Госбюджет |
12826,64 |
3607,19 |
2952,15 |
2649,24 |
2401,60 |
1216,46 |
Местные бюджеты |
7468,48 |
1469,80 |
2140,30 |
1890,20 |
1968,18 |
0,00 |
Другие источники |
54109,66 |
8914,40 |
11608,30 |
11566,60 |
10305,86 |
11714,50 |
Всего |
74404,78 |
13991,39 |
16700,75 |
16106,04 |
14675,64 |
12930,96 |
При этом некоторые планы местных властей имеют к футбольному форуму, мягко говоря, косвенное отношение. Например, сложно сказать, чем поможет проведению Евро-2012 строительство ветки метро на Троещину или реконструкция линии скоростного трамвая в Киеве. Реализация этих проектов нужна, прежде всего, жителям спальных районов столицы, но никак не туристам или футбольным болельщикам.
К сожалению, в деле подготовки объектов транспортной инфраструктуры минувший год был практически проведен впустую. Реализации намеченных планов, как обычно, помешала большая политика.
Увлекшись выборами и борьбой за власть, украинские парламентарии и Кабмин не смогли доработать и принять ни одного законопроекта из списка первоочередных: «О концессиях», «О концессиях на строительство и эксплуатацию автомобильных дорог», «О выкупе земельных участков частной собственности для общественных потребностей и по мотивам общественной необходимости», «Об общих принципах развития государственно-частного партнерства в Украине». Признавая на словах значимость этих документов, депутаты тем не менее не находят времени и желания дать ход этим законам и открыть двери для инвестиций в транспортные объекты.
Видя, что подготовка в Украине (да и в Польше) движется ни шатко, ни валко, забеспокоились европейские футбольные власти. По сообщению Нацагентства Украины по вопросам подготовки и проведения Евро-2012, УЕФА решит, способна ли Украина провести матчи чемпионата, 27 июня 2008 г. Узким местом или, по выражению экспертов УЕФА, зоной высокого риска остаются украинские аэропорты и городская транспортная инфраструктура.
По оценкам, озвученным на коллегии Минтранссвязи по итогам I квартала, потребность в инвестициях для подготовки основных (Борисполь, Киев, Харьков, Донецк, Одесса, Днепропетровск, Львов) и резервных (Гостомель, Луганск, Мариуполь, Запорожье, Николаев, Ивано-Франковск) аэропортов составляет 5,892 млрд. грн. Государственная целевая программа подготовки дает другие цифры: общая потребность на строительство, реконструкцию и ремонт аэропортов - 9,468 млрд. грн., в т.ч. финансирование из госбюджета - 2,413 млрд. грн.
В начале года Кабмин заявил о планах реформирования аэропортового хозяйства путем разделения административных и хозяйственных функций и допуска частных компаний к оперированию терминалами. Однако правительственные инициативы натолкнулись на противодействие со стороны местных властей. Некоторые из облсоветов не согласились с идеей передачи аэропортов из коммунальной собственности в государственную. Без установления одинаковых правил игры в этом вопросе приток инвестиций в развитие «воздушных ворот страны» невозможен.
Еще более астрономические суммы, согласно госпрограмме, требуются на строительство и реконструкцию автодорог: всего - 37,547 млрд. грн., в т.ч. из госбюджета - 9,047 млрд. грн. На сооружение без бюджетной помощи большой кольцевой автодороги вокруг Киева запланировано привлечь 16,416 млрд. грн. инвестиций, при этом Минтранссвязи разбил этот проект на 9 инвестпредложений общей стоимостью 24,882 млрд. грн.
Интересно, что такие масштабы не пугают автодорожников. Специалисты отрасли заявляют, что успеют справиться с поставленными задачами при условии стабильного финансирования. При этом общую стоимость строительства и реконструкции дорожной сети под евростандарты эксперты «Укравтодора» оценивают в 88 млрд. грн.
Интересно, что на развитие железных дорог страны выделение средств из госбюджета госпрограммой не предусмотрено вообще. Практически все 13 млрд. грн. по плану должна профинансировать за счет собственных средств «Укрзализныця». В чем причина такой «прижимистости» Кабмина - в скромных аппетитах железнодорожников или в немилости правительства к УЗ - остается только догадываться.
Для Минтранссвязи УЕФА определила отдельный «День X». До 5 мая 2008 г. футбольные руководители обязали Украину подготовить проект концепции развития транспортной инфраструктуры. 25 апреля министр Иосиф Винский заявил, что документ дорабатывается и будет предоставлен в УЕФА в срок, при этом не уточнив, кто будет заниматься этим в праздничные дни.
Чуть раньше, 23 апреля, министр подписал приказ № 474 «О мерах по подготовке к Евро-2012». В нем И.Винский отстранил от выполнения обязанностей, связанных с подготовкой транспортно-дорожной отрасли к чемпионату, своего заместителя Игоря Урбанского. Соответствующие функции были возложены на другого зама - Вадима Гуржоса, причем одновременно он освобождается от других должностных обязанностей. При министерстве также создана постоянно действующая рабочая группа во главе с В.Гуржосом. Таким образом, спустя год руководство Минтранссвязи наконец-то осознало важность вопросов, связанных с Евро-2012, и оценило возможные последствия провала.
Экс-глава «Укравтодора» В.Гуржос является идеологом упрощения порядка оформления документации и внедрения в Украине схем концессионного строительства. Его кандидатура видится оптимальной для завершения работы по принятию нужных законодательных актов и создания понятных процедур привлечения инвестиций в развитие объектов инфраструктуры.
Итак, Евро-2012 еще не потерян для Украины окончательно. Однако, предупреждение УЕФА можно считать «последним китайским». Очередные разговоры о планах, программах и проектах уже не удовлетворят европейских функционеров - им нужно увидеть реальные и желательно быстрые действия. Сдвинуть подготовку с мертвой точки способна лишь слаженная и стабильная работа ради общего результата всех ветвей власти. Это простое условие чаще всего и становится непреодолимым барьером для реализации всех амбициозных планов в нашей стране.
Дмитрий Щербаков